(1916–1960)

 

Борис Александрович Фенстер – один из тех людей, чья жизнь (а она отнюдь не была долгой) была без остатка отдана театру. Поистине, об этом отечественном балетмейстере можно сказать, что он жил и умер в театре.

Борис Фенстер – уроженец Петрограда, он был младшим из пятерых детей в семье работника Николаевской железной дороги. Однако отец, будучи по профессии весовщиком, знал и любил музыку и даже сам играл на скрипке. Старшие сестры Бориса были поклонницами балета и часто брали мальчика на спектакли, которые шли в Народном доме. Это помогло Фенстеру полюбить балетное искусство. В девятилетнем возрасте он поступил в балетное училище. Его наставник Леонид Семенович Петров отличался изрядной строгостью: подыгрывая во время занятий на скрипке, он использовал смычок не только по прямому назначению, но и для «воспитательного воздействия» на учеников. Наряду с искусством танца дети обучались в училище игре на скрипке и пению, и даже сценический дебют Фенстера стал не танцевальным, а хоровым – он участвовал в детском хоре в «Пиковой даме».

Грандиозных успехов в процессе обучения Фенстер не делал, однажды в выводах комиссии после очередного экзамена появилась пометка «обратить внимание весной» (это означало рассмотрение вопроса о целесообразности дальнейшего обучения), зато очень рано проявил организаторские способности. Ему было всего тринадцать лет, когда он наряду с уважаемыми мэтрами был включен в состав комиссии по реорганизации учебного процесса и выступил с предложением ввести занятия по дыхательной гимнастике.

Поистине судьбоносной стала для Фенстера встреча с Леонидом Михайловичем Лавровским. В 1934 г. балетмейстер, ставивший в училище балет «Фадетта», сделал Фенстера своим ассистентом. Год спустя Фенстер ассистировал ему при работе над балетом «Катерина». В том же году Лавровский стал художественным руководителем балета в Малом оперном театре, а на должность его помощника был принят Фенстер, еще не окончивший училище. Здесь он продолжал работать, завершив учебу в 1936 г.

Практически сразу же он начал исполнять ведущие партии: Рене в «Фадетте», Арлекин в «Арлекинаде», Колен в «Тщетной предосторожности». Одновременно он работал в качестве балетного режиссера и помощника Лавровского. Работу в театре он совмещал с учебой на балетмейстерском отделении. В годы учения состоялся его балетмейстерский дебют – балет «Том Сойер», а дипломной работой его стал балет «Ашик-Кериб» на музыку Бориса Владимировича Асафьева, поставленный в Малом театре.

Выбор был неслучаен – шел 1940, приближалось столетие со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Особого успеха спектакль не имел – критики упрекали балетмейстера в излишней растянутости, «дробности» действия (впрочем, это было обусловлено не только промахами балетмейстера, но и партитурой). Но отмечались и достоинства спектакля – в особенности вариация с чашей на свадебном пиру, тонко передающая душевное состояние героини. С творчеством Лермонтова был связан и следующий балет Фенстера – «Бэла» на музыку ленинградского композитора Владимира Михайловича Дешевова. Основой спектакля стал классический танец, который Фенстер трактовал расширительно: «Все персонажи должны иметь в своих танцах интонации, определяющиеся национальностью и драматургией роли».

С началом войны, когда Малый театр был отправлен в эвакуацию, Фенстер остался в Ленинграде и некоторое время возглавлял танцевальную группу Театра Народного ополчения, после его расформирования выступал как артист балета в Новосибирске, Перми, выезжал на фронт в составе концертной бригады. В 1943 г. он воссоединился с коллективом Малого театра, находившимся в Чкалове (Оренбурге), а в 1944 вместе с труппой возвратился в Ленинград.

Несмотря на все трудности и плачевное состояние труппы, после войны балетмейстеру удалось за один сезон восстановить основной репертуар. Встал вопрос о создании новых спектаклей. Первой послевоенной премьерой стал балет Михаила Чулаки «Мнимый жених» по комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ». В 1948 г. появляется новый балет – «Доктор Айболит» на музыку Игоря Владимировича Морозова. Произведение вызывало восторги зрителей – прежде всего юных – и удостоилось одобрительных отзывов как первый детский балет. В следующем году Фенстер вновь ставит балет на музыку Чулаки – на сей раз композитор и балетмейстер обратились к роману Николая Островского «Как закалялась сталь». За это произведение оба создателя, а также художник и исполнители центральных партий удостоились Сталинской премии. Балет «Юность» представлялся особенно интересным и новаторским по хореографическому языку: в нем органически сочетались танец классический и народный, бытовой жест и пантомима. Он был создан в жанре драмбалета – это направление всегда оставалось близким для Фенстера.

Важной частью деятельности Фенстера была постановка хореографических сцен в операх. Еще до войны – в 1939 г. – он ставил танцы в «Травиате». В 1946 г. он работал над танцами в «Войне и мире», в сезоне 1947-1948 гг. – в «Лакме», «Алеко» и оперетте Жака Оффенбаха «Разбойники», в 1952 г. – в «Сицилийской вечерне».

В первой половине 1950-х гг. хореограф продолжал создавать новые балеты, но из-за интриг против него дальнейшее пребывание в Малом театре казалось невозможным, и с 1956 г. он работал в Театре им. С.М.Кирова, в котором еще в 1955 г. поставил балет «Тарас Бульба». В Малом театре его последней работой стал «Голубой Дунай».

Случилось так, что балетмейстерская деятельность Фенстера, начавшись с творчества Лермонтова, им же и закончилось. Последний балет, над которым он работал – это «Маскарад» на основе лермонтовской драмы. В день премьеры сразу после спектакля балетмейстер скончался от инфаркта.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.