балет "Клеопатра"С чего начинается замысел балетного спектакля? В современных балетах далеко не всегда бывает сюжет, но если он все же присутствует – всегда ли он становится исходной точкой творческого замысла? Бывает и по-другому – выбирается музыкальное произведение, которое по-своему «диктует» и хореографическое решение, и даже сюжет. Именно так произошло с хореографом Николаем Маркеловым, замыслившим поставить спектакль на основе «Болеро» Мориса Равеля. Он был далеко не первым, кто увидел в этом произведении хореографический потенциал – это делали, в частности, Бронислава Нижинская и Морис Бежар. Примечательно, что французский балетмейстер отметил восточный характер этого произведения – и у Маркелова возникло желание сделать спектакль на восточный сюжет, центром которого была бы прекрасная женщина. Хореограф задумывается о разных роковых красавицах, принадлежащих к миру Востока – о Далиле, погубившей Самсона, о Саломее, потребовавшей голову св. Иоанна Крестителя на блюде… но, наконец, решение было найдено: Клеопатра!

«Будь нос Клеопатры чуть покороче, облик Земли стал бы иным», – возможно, в этом изречении Блеза Паскаля есть некоторая доля преувеличения, но в одном математик-философ прав: эта царица Египта из эллинской династии Птолемеев действительно изрядно повлияла на историю Древнего мира, а ее влияние на историю искусства не ослабевает уже не один век. Уильям Шекспир и Александр Сергеевич Пушкин, Теофиль Готье и Бернард Шоу – это лишь немногие из тех, кто вдохновлялся ее образом. Не осталось в стороне и балетное искусство – достаточно вспомнить «Египетские ночи»… казалось бы, что еще нового можно о ней сказать?

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти