(1892–1966)
Артур Сергеевич Лурье, он же – Артур Винсент Перси Лурье, Артур-Викентий Людовикович Лурье… даже имя этого композитора – загадка. Но еще более загадочна его музыка.
Будущий композитор появился на свет в белорусском городе Пропойске, расположенном в Могилевской губернии, в еврейской семье и при рождении именовался Наумом Израилевичем Лурья. Почему он стыдился происхождения, восходящего к старинному роду испанских евреев, остается только догадываться – возможно, причина заключалась в сознательном принятии католической веры, именно тогда композитор изменил фамилию на французский манер и взял себе новые имена, связывавшее его с великими людьми: Артур (философ Шопенгауэр), Винсент (художник ван Гог), Перси (поэт Шелли)… Отец будущего композитора был инженером, а первые уроки музыки мальчик получил от матери. Когда ему было семь лет, семья переехала в Одессу. В 1905 г. он побывал в Вене вместе с матерью, самым большим впечатлением стало посещение оперного театра, где шла опера Рихарда Вагнера «Тангейзер».
Закончив в 1909 г. коммерческое училище в Одессе, Лурье отправился в Санкт-Петербург и поступил в консерваторию. Его наставником стал Александр Константинович Глазунов. Отношения учителя и ученика складывались непросто. Лурье даже творчество таких композиторов, как Клод Дебюсси и Сергей Сергеевич Прокофьев, воспринимал как нечто устаревшее, себя рассматривая как провозвестника новой музыки, оперирующей не тонами и полутонами, а меньшими долями тона. Задумывался он и об использовании различных внемузыкальных звуков, шумов, предвосхищая направление, которое впоследствии будет названо конкретной музыкой. Глазунову эти новаторские устремления ученика были не по душе. Возможно, именно из-за этих разногласий Лурье при окончании консерватории в 1913 г. последний экзамен не сдал и остался без диплома.
Будучи смелым новатором и непримиримым противником академизма в искусстве, Лурье искал близких по духу людей – и он нашел таковых в лице поэтов-футуристов. Он посещал литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака», ставшее истинным средоточием нового искусства, общался с Велемиром Хлебниковым, Владимиром Владимировичем Маяковским и другими поэтами, к нему обращены некоторые стихотворения Анны Андреевны Ахматовой. Наряду с Бенедиктом Константиновичем Лившицем и Георгием Богдановичем Якуловым он стал одним из авторов манифеста «Мы и Запад». Однажды «Бродячую собаку» посетил Рихард Штраус, и Лурье удостоился похвалы знаменитого композитора, исполнив гавот Кристофа Виллибальда Глюка, обработанный в модернистском духе.
Артур Лурье был высокообразованным человеком. Не замыкаясь в пределах своего искусства, он высоко ценил картины Пабло Пикассо и Винсента ван Гога, поэзию Александра Александровича Блока и Осипа Эмильевича Мандельштама. В своем же творчестве, развивая позднеромантическую гармонию, он пришел сначала к хроматической тональности (это, проявилось, в частности, в «Четырех поэмах» для фортепиано, написанных в 1912 г.), а затем – к свободной двенадцатитоновости. В таком духе написан ряд фортепианных циклов в середине 1910-х гг: «Синтезы», «Формы в воздухе», «Дневной узор».
Октябрьскую революцию композитор принял восторженно, искренне веря, что она несет возможность осуществить все мечты. В течение двух лет он возглавлял музыкальный отдел Наркомпроса. Многие музыканты были им недовольны – например, Елена Фабиановна Гнесина говорила, что единственная заслуга Лурье заключается в том, что «к нему Игорь Федорович Стравинский неплохо относился», еще более резко высказывался в его адрес Прокофьев. Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов обращался лично к Владимиру Ильичу Ленину, прося пресечь вмешательство Лурье в дела Московской консерватории. В 1920 г. композитор лишился должности. К тому времени он успел разочароваться в революционных идеалах и говорил о «безысходности и безмузыкальности».
Отправившись в 1922 г. в Германию, он не возвратился на родину. По прошествии двух лет он переехал в Париж, где работал секретарем Стравинского, а также музыкальным аранжировщиком. Во Франции он создал оперу «Пир во время чумы», а также две симфонии, включая «Диалектическую».
В 1941 г. нацистская оккупация вынудила Лурье отправиться в США, где он и жил до самой смерти в 1966 г. Здесь были написаны «Гамлет-соната» для струнного квартета, вокальные сочинения на стихи Томаса Элиота, Фридриха Ницше, «Заклинания 1 – 4» для голоса с фортепиано и другие сочинения. В 1963 г. Лурье признавался в одном из писем, что жизнь его в Америке была не особенно счастливой: «Здешние музыканты приняли все меры, чтобы я не мог утвердиться», – говорил композитор (хотя поначалу были некоторые успехи). Ему так и не удалось добиться постановки своей оперы «Арап Петра Великого», которую он считал «памятником русской истории и культуре».
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев