Не самый удачливый композитор, автор одной оперы, так и не сумевший завершить вторую. Его единственная опера, потерпев провал на премьере, так и не вошла в число самых популярных, хотя и сохранилась в репертуаре… И все же без него невозможно представить историю итальянской оперы. Имя этого человека – Арриго Бойто.

Уроженец Падуи, он выдавал себя за аристократа, и действительно имел благородное происхождение – но только по матери, польской графине, отец же его был итальянским художником. Музыкальную одаренность Арриго проявил рано, в девятилетнем возрасте он написал свое первое музыкальное сочинение – и при желании можно увидеть некое предзнаменование в том, что оно было связано с Джузеппе Верди (полька на тему Песенки Герцога из «Риголетто»). Бойто было одиннадцать лет, когда он начал обучаться в консерватории в Милане. В годы учения наряду с музыкальной одаренностью он проявил литературный талант, самостоятельно создавая тексты для своих музыкальных произведений. Что же касается музыки, то предметом особого интереса Бойто стали творения немецких композиторов, не очень популярных в Италии – Людвига ван Бетховена, а позднее – Рихарда Вагнера.

Консерваторию он закончил блестяще, полученная при этом денежная премия позволила отправиться в путешествие по Европе. Он побывал и в Германии, и в Польше, где начал работать над главным музыкальным творением в своей жизни – оперой «Мефистофель», и во Франции, где впервые встретился с Джузеппе Верди и написал текст для его «Гимна наций».

В начале своего творческого пути Бойто примкнул к движению, вошедшему в историю под названием «Скапильятура», происходящего от итальянского слова «scapigliato» – «растрепанные». Молодые литераторы и художники, разочаровавшиеся в идеалах Рисорджименто, отрицали все – и католический традиционализм, и итальянский романтизм, и даже нормы поведения, отстаивая идеи искренности и правды в искусстве. Бойто в 1860-х гг. вел активную творческую деятельность – в первую очередь литературную, создавая поэмы, романы, новеллы. Какие темы волновали его? Об этом красноречиво свидетельствует, например, новелла «Черный слон», события которой разворачиваются в Америке в эпоху плантационного рабства. Плантатор, не считающий чернокожих за людей, играет в шахматы со слугой-негром Томом. Тот подобострастно восхваляет каждый ход хозяина, даже не самый удачный – словом являет собой пример раболепства. Хозяин не догадывается, что Том отвлекает его от действий своих товарищей, готовящих восстание, и сигналом к его началу станет шах черным слоном, который раб поставит ненавистному угнетателю… Приверженность революционным идеям не ограничивалась литературным творчеством – в 1866 г. Бойто примкнул к отряду Гарибальди (правда, так и не принял участия ни в одном сражении).

Занимался ли в это время Бойто музыкальным творчеством? Да, с 1862 г. по 1867 г. он трудился над оперой «Мефистофель», в которой вознамерился воплотить всю глубину философских идей Иоганна Вольфганга Гёте (в противоположность Шарлю Гуно и другим композиторам, сосредоточившим в своих операх внимание на любовной линии). Премьера оперы, состоявшаяся в 1868 г. потерпела грандиозный провал. Пройдут годы, обновленная редакция оперы будет представлена под руководством Артуро Тосканини с участием Энрико Карузо и Федора Ивановича Шаляпина, и к «Мефистофелю» придет успех – но всё это будет гораздо позднее, а тогда, в 1868 г., Бойто был настолько потрясен неудачей, что отошел от сочинения музыки и сосредоточил внимание на литературной деятельности. Под псевдонимом Тобиа Горрио он создал либретто «Джоконды» для Амилькаре Понкьелли, осуществил итальянский перевод либретто опер Кристофа Виллибальда Глюка, Михаила Ивановича Глинки, но особенно много внимания уделил он своему кумиру – Рихарду Вагнеру. Превознося немецкого реформатора, Бойто противопоставлял его творчество слишком традиционной, как ему казалось, итальянской опере, в частности – Верди, но со временем он смог оценить оперы Верди по достоинству.

Новая встреча Бойто и Верди состоялась благодаря Рикорди – миланскому музыкальному издателю. Бойто предложил великому композитору либретто для оперы «Нерон», однако Верди, работавший в то время над «Аидой», интереса не проявил. Бойто сам начал создавать музыку на этот текст, а сотрудничество с Верди все-таки состоялось. В 1880 г. Бойто переработал либретто «Симона Бокканегры», а впоследствии стал либреттистом двух последних вердиевских опер – «Отелло» и «Фальстафа».

Арриго Бойто ушел из жизни в 1918 г. в Милане, так и не закончив свою вторую оперу – «Нерон». В 1948 г. в «Ла Скала» состоялся концерт под управлением Тосканини, названный «Элегией памяти Арриго Бойто».

 

Все права защищены. Копирование  запрещено.

 

]