Отношение Антонина Дворжака к виолончели можно назвать парадоксальным и даже противоречивым. Композитор охотно поручал ей изложение тем в оркестровых произведениях и камерно-инструментальных сочинениях, но возможности виолончели как сольного инструмента оценивал скептически, зачастую весьма резко высказываясь о них. Тем не менее, первым его обращением к жанру инструментального концерта стал именно Концерт для виолончели и фортепиано ля мажор, а много лет спустя Дворжак вновь создал виолончельный концерт, которому суждено было стать одним из наиболее популярных творений композитора – Концерт для виолончели с оркестром си минор.
Примечательно, что оба виолончельных концерта Дворжака создавались для конкретных музыкантов. Если инициатором написания ля-мажорного Концерта был Людевит Пеер – коллега Дворжака по театральному оркестру, то созданием си-минорного Концерта мир обязан настойчивости чешского виолончелиста Гануша Вигана: «Он постоянно донимал меня, напоминал об этом концерте до тех пор, пока я его не сделал», – говорил Дворжак. Впрочем, не исключено, что к созданию произведения Дворжака подтолкнуло еще одно обстоятельство. В Национальной консерватории Америки, которую Дворжак возглавлял в 1892–1895 гг., преподавал американский виолончелист и композитор Виктор Герберт. В 1893 г. был впервые исполнен его виолончельный концерт, и Дворжак присутствовал на премьере – не исключено, что впечатление от произведения коллеги несколько поколебало его убежденность в бесперспективности виолончели как солирующего инструмента – впрочем, в последующие годы Дворжак по-прежнему невысоко оценивал солирующую виолончель, утверждая, что Концерт он создал, уступая просьбам Вигмана, что он жалеет о его создании и никогда больше этого не повторит. Слово свое Дворжак сдержал – он не написал больше ни одного виолончельного концерта, но тот, который все-таки был создан, оказался истинным шедевром – даже сам Дворжак ставил его выше других своих инструментальных концертов – скрипичного и фортепианного.
Дворжак приступил к работе над Концертом для виолончели в 1894 г., а завершено произведение было в 1895 г. Некоторые черты роднят его с симфонией «Из Нового света», тоже относящейся к американскому периоду творчества Дворжака – в частности, героический тон, что не вполне типично для виолончельных сочинений. Но, если в симфонии композитор опирался на черты музыкального фольклора индейцев и американских негров, то в Концерте композитор не обращается к этим интересным, но все-таки чужим для него истокам – это произведение пронизано славянскими интонациями. Дворжак в своем Концерте по-новому трактует виолончель, которая прежде интерпретировалась преимущественно как лирический инструмент – кантиленные мелодии в произведении тоже есть, но присутствуют и героические интонации, и виртуозные приемы (аккорды, двойные ноты, пассажи и другие).
Первая часть – Allegro – имеет сонатную форму с двойной экспозицией, но присутствуют в ней и некоторые черты рондо. Волевая, решительная главная партия сопоставляется с лирической побочной, в то же время сама главная партия подвергается преобразованиям. Изначально будучи минорной, в сольной экспозиции она излагается в одноименном мажоре. В разработке преобразования главной партии сближают ее с побочной – она становится задумчиво и печальной. В зеркальной репризе побочная партия ликующе звучит в мажоре, а кода, построенная на главной партии, приобретает характер торжественного апофеоза.
Часть вторая – Adagio non troppo – очень проникновенна и возвышенна. Ее идиллически-пасторальная тема излагается сначала деревянными духовыми, затем переходит к солисту. Первая тема среднего раздела одновременно печальна и торжественна, вторая проникнута просветленной грустью.
Рондообразный финал – Allegro moderato – пронизан весельем и жизнерадостностью. В рефрене танцевальность сочетается с маршевостью. Темы эпизодов вносят лирический оттенок. Итог музыкальному развитию подводит кода, в которой основная тема третьей части излагается в ритмическом увеличении, в мощной оркестровке (с участием медных духовых). Здесь же возникают реминисценции тематического материала предыдущих частей.
Завершив Концерт для виолончели с оркестром в феврале 1894 г., Дворжак отправил партитуру Вигману. Музыкант предложил внести несколько изменений в произведение. Одни его идеи композитору понравились, другие же были им отвергнуты (в частности, введение двух каденций). В 1895 г., после возвращения композитора из Америки, Вигман и Дворжак исполнили Концерт в приватной обстановке. Предполагалось, что Вигман исполнит произведение на публичной премьере, однако она не состоялась. Официальную премьеру Концерта осуществил не Вигман, а английский виолончелист Лео Стерн, это произошло в Лондоне в 1896 г. Существует легенда, что музыкант добился этого права, преподнеся Дворжаку – большому любителю голубей – двух породистых птиц.
Пока нет комментариев