Антон Брукнер не принадлежит к числу людей, рано добившихся славы – всеобщее признание пришло к нему поздно, но в последние годы жизни он смог наладиться им сполна. С огромным успехом прошли премьеры его симфоний, прежде не исполнявшихся. В 1891 г. философский факультет Венского университета удостоил его звания доктора honoris causa. На торжественной церемонии присуждения этого звания композитор был так взволнован, что ему было нелегко произнести речь: «Если бы здесь был орган, то я смог бы лучше выразить свою признательность», – сказал он. Органа не было, но Брукнер выразил благодарность по-иному – так, как мог сделать это композитор: он посвятил университету новую редакцию своей Первой симфонии.

К сожалению, эти триумфальные годы были омрачены ухудшением здоровья, из-за этого Брукнеру пришлось оставить преподавательскую деятельность. Но в этом была и положительная сторона: почетная пенсия, назначенная правительством Верхней Австрии, позволяла не задумываться о финансовых проблемах, и теперь композитор мог полностью отдаться сочинению музыки. Он приступил к работе над Симфонией № 9 ре минор. Композитор редко оставлял свои симфонические сочинения без посвящения, и это произведение не стало исключением. Он посвятил Девятую симфонию… Господу Богу. Это не кажется удивительным, если вспомнить, каким глубоко верующим человеком был Брукнер – не случайно среди его сочинений немало духовной музыки. Именно глубокая вера помогла ему перенести все невзгоды (а их в жизни композитора было немало). Смысл, вложенный в симфонию, получил отражение в ее тематизме: в ней использованы темы из духовных сочинений Брукнера, которым композитор придал символическое значение.

Симфония № 9 ре минор отмечена типичными чертами стиля Брукнера: идея героической борьбы в первой части, углубленно-философская медленная часть. Вместе с тем, она отличается от предшествующих творений композитора: еще более сложным стал музыкальный язык (в особенности гармония), почти исчезли интонации крестьянских танцев, появились саркастические образы.

Первая часть – Feierlich. Misterioso – открывается таинственным, но напряженным вступлением. Возвышенные и порывистые интонации, сменяя друг друга, подготавливают появление главной партии – резкой и мощной. Ей контрастирует кантиленная побочная партия, начинающаяся нежными молящими интонациями, но постепенно приобретающая экстатический оттенок. В заключительной партии лирические интонации сочетаются с оттенком маршевости. В разработке в полной мере выявляются героические черты. В кульминации медные духовые мощно излагают интонации главной партии на фоне вихревых пассажей. В дальнейшем развитии маршевая ритмическая поступь вносит оттенок фатальной обреченности, но в коде интонации главной партии вновь приобретают активность.

Подобно Восьмой симфонии, вторая часть Девятой – Scherzo. Bewegt, lebhaft – Trio. Schnell – это скерцо. Легкое пиццикато струнных создает ирреальные образы, напоминающие о мендельсоновском «Сне в летнюю ночь», с которыми причудливо сочетается мощное оркестровое tutti.

Часть третья – Adagio. Langsam, feierlich – с его глубоким смыслом стало своеобразным «эпилогом» не только симфонии, но и всего творчества Брукнера. Тема, проводимая скрипками, с ее напряженными мелодическими интонациями звучит как вопрос, на который нет ответа. Торжественно и сумрачно звучат медные духовые, включая вагнеровские тубы. Мелодия, насыщаемая хроматизмами, ширится и растет, приходя к мажорной кульминации. Вторую тему, построенную на нисходящих интонациях, Брукнер назвал «прощанием с жизнью». Побочная партия очаровывает напевностью и душевным теплом. Три темы становятся основой многопланового симфонического развития. В коде воцаряется спокойствие.

Прогрессировавшее сердечное заболевание всё в большей степени препятствовало работе. Композитор чувствовал, что не успеет завершить симфонию. Финал – судя по наброскам – должен был стать грандиозной композицией с фугой и хоралом, но замысел этот реализован не был (эти эскизы вошли в Полное собрание сочинений композитора, изданное в Вене). Понимая, что завершить финал ему не суждено, Брукнер выразил желание, чтобы вместо него исполнялось одно из его духовных сочинений – Te Deum, однако исполнители крайне редко следуют такому указанию композитора, Симфония № 9 осталась трехчастной.

Беспокоило Брукнера и другое: он слишком хорошо знал, что даже самые близкие и преданные друзья не всегда понимают результаты его творческих исканий, и он опасался, что друзья – разумеется, из лучших побуждений – внесут в партитуру изменения, способные исказить творческий замысел. По этой причине он отдал партитуру дирижеру Карлу Муку – чтобы с нею «ничего не случилось».

Симфония № 9 впервые прозвучала через несколько лет после смерти Антона Брукнера – в 1903 г.

Все права защищены. Копирование запрещено