Внимание писателей, художников, композиторов неизменно привлекают личности, оставившие о себе память в истории – причем не обязательно самую добрую. Одна из таких неоднозначных фигур – Аттила, вождь гуннов, заслуживший прозвание «бич Божий». Его образ – одновременно устрашающий и завораживающий – привлекал Джузеппе Верди, Евгения Ивановича Замятина, а в балетном искусстве его воплотили композитор Андрей Петрович Галкин и балетмейстер Данил Вахапжанович Салимбаев, создавшие балет «Аттила – рождение легенды».

Балет, повествующий о грозном вожде гуннов, родился в Чебоксарах – чувашской столице, и это представляется закономерным, ведь Аттила не просто прошел по просторам Евразии во главе воинства необузданным вихрем, сметающим всё на своем пути – он создал империю, объединив под своей рукой разрозненные племена. Это сыграло важную роль в формировании тюркского этноса, к которому принадлежит и чувашский народ (примечательно, что чувашский язык – по-видимому, наиболее древний из живых тюркских языков). По этим причинам чуваши имеют все основания считать Аттилу «свойственником» – даже если некоторые его деяния и вызывают ужас. Именно поэтому Сергей Яковлевич Кисс – художественный руководитель Чувашского театра оперы и балета – направляя заявку на грант, выбрал этот сюжет, предложив его и балетмейстеру Данилу Салимбаеву. Хореограф не сразу согласился, но обаяние личности вождя гуннов развеяло все сомнения. Увлек сюжет и композитора Андрея Галкина, которому Салимбаев предложил создать музыку для полнометражного двухчасового балета.

Андрей Галкин не был новичком в балетной музыке – его перу принадлежат балеты «Пюрнеске», «Свет вечерней зари». По признанию композитора, образ вождя-воина оказался близок ему потому, что музыка, характеризующая Аттилу, в авторском представлении близко соотносится с самоутверждением и борьбой. Работа над музыкой шла в тесном контакте с балетмейстером. Создавая «Аттилу», композитор не придерживался номерной структуры, а писал «крупными штрихами». Партитура «Аттилы» – это симфоническая музыка, пронизанная сквозным развитием. Воспроизводя суровую атмосферу «темных веков», композитор насытил музыкальную ткань архаично-жесткими «варварскими» созвучиями, сложными ритмами, темповыми контрастами. Такая музыка ставит весьма сложные задачи перед оркестрантами.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти