(1943-2020)
Творчество российского композитора Александра Кузьмича Вустина – явление особое. Оно вызывает восхищение и у критиков, и у музыковедов, и исполнителей, и даже у коллег-композиторов, его называют продолжателем традиций Игоря Федоровича Стравинского и Родиона Константиновича Щедрина – но сам композитор не относит себя ни к какому направлению и утверждает, что коллеги плохо знают его творчество.
Александр Вустин появился на свет в Москве, там же он получил образование. Рано проявив музыкальную одаренность, сочинять музыку он начал в двенадцатилетнем возрасте. Вспоминая свое творческой становление, композитор говорит, что в музыкальное училище при Московской консерватории он пришел «довольно невежественным человеком» – но осознание этого порождало стремление постичь как можно больше. Его интересовали произведения и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, и Густава Малера, и Белы Бартока, и Сергея Сергеевича Прокофьева. Наставником его был Григорий Самуилович Фрид (по словам Вустина, этот композитор появился в его жизни «в нужное время»). Далее последовала учеба в Московской консерватории у Владимира Георгиевича Фере. Музыка авангардного направления в те годы вызывала у него неприятие, но уже после завершения учебы отношение Вустина к авангарду изменилось – немалую роль сыграло в этом знакомство с Эдисоном Васильевичем Денисовым.
Окончив консерваторию в 1969 г., Вустин несколько лет являлся музыкальным редактором радио, а с 1974 г. работал в издательстве «Советский композитор». По мнению Александра Кузьмича, именно в эти годы он обрел подлинную творческую индивидуальность. Во второй половине 1970-х гг. были написаны его первые значительные произведения. Одно из них – «Слово» – представляет собой весьма продолжительную композицию для духовых инструментов (как деревянных, так и медных), звучащую около восьмидесяти минут. Это сочинение, созданное в 1975 г., композитор посвятил своему учителю – Григорию Самуиловичу Фриду. Еще одно примечательное произведение того периода – «Памяти Бориса Клюзнера» на автобиографический текст Юрия Карловича Олеши.
Рассуждения об авангарде композитор считает неактуальными, поскольку это направление, по мнению Александра Кузьмича, перестало изумлять слушателя. Он рассматривает себя как свободного творца, пишущего музыку без оглядки на какие-либо сообщества и направления, интуитивно. Не сразу он пришел к такой свободе – его первые сочинения, созданные в технике додекафонии – например, «Соната для шести», также относящаяся к 1970-м гг. – отличались предельно строгим следованием правилам, но постепенно композитор стал позволять себе все больше «вольностей», сохраняя лишь само наличие двенадцатитоновой серии как некое дисциплинирующее начало. При этом композитор свободно совмещает приемы серийной техники и тональность, а на основе одной серии зачастую создает разные произведения, совершенно не похожие друг на друга: «Я научился со своей серией обращаться, я все больше давал ей свободу», – утверждает Александр Вустин. Примеры такого свободного обращения с серией – «Героическая колыбельная», «Песня из романа Платонова». Для воплощения своих творческих идей композитор использует различные исполнительские составы. Некоторые его сочинения предназначены для солирующего голоса или инструмента, которому никто не аккомпанирует, что позволяет полностью раскрыть технические и тембровые возможности солиста – «Сказка» для гобоя, «Alone» для вибрафона, «Голос» для меццо-сопрано, «Далекий свет» для бас-кларнета. В других произведениях используются разнообразные комбинации инструментов – саксофон, виброфон и виолончель в «Музыке для ангела»; баян, виолончель и струнный оркестр в «Исчезновении».
В 1975 г. Александр Вустин впервые обратился к музыкально-театральному жанру. Основой его первой (и пока единственной) оперы стала повесть французского писателя XVIII столетия Жака Казота «Влюбленный дьявол». Первоначально композитор думал о непродолжительной камерной опере, но в процессе работы, занявшей почти полтора десятилетия, произведение «разрослось» до оперы в двух действиях. Сочинение это настолько необычно, что почти три десятка лет за него не брался ни один театр – и только в 2018 г. Московский академический музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко решился на это.
В 2016 г. Александр Вустин стал первым в истории Государственного академического симфонического оркестра им. Е.Светланова «композитором в резиденции» (это подразумевает создание музыки специально для этого исполнительского коллектива). Начало сотрудничества композитора с оркестром было отмечено премьерой сочинения для женского голоса с оркестром – «Песня Лукерьи» на мотивы русских народных песен.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев