В стенах Большого зала Московской консерватории им. П. И. Чайковского состоялся Летний джазовый фестиваль «Григорий Файн представляет…». Фестиваль проходил три дня: 16, 20 и 27 июня. Художественный руководитель фестиваля – российский джазовый пианист Григорий Файн.
Первый концерт назывался «Хиты джаза» и главной его идеей было показать как пианисты могут по-разному интерпретировать хиты джаза. Григорий Файн представил нам нескольких пианистов: Олега Старикова, Дмитрия Файн, Юлию Файн, Алексея Чернакова и Дмитрия Яковлева. Каждый из них исполнил сольный блок, а также сыграл дуэтом с художественным руководителем фестиваля Григорием Файн. Сопровождали солистов Игорь Кондур (контрабас) и Юрий Пропалов (ударные).
Среди всех выступлений хотелось бы отметить участника программы «Большой джаз» на телеканале «Культура» пианиста Алексея Чернакова, который выступал в сопровождении своей сестры Дарьи Чернаковой (контрабас) и пианистов Григория и Дмитрия Файн. Эти музыканты симпатизировали мне своей стильной небрежностью исполнения, задором, свежестью музыкального материала и отсутствием в исполнении явных проявлений советской джазовой школы.
Второй концерт фестиваля назывался «Мелодии Голливуда», однако, название это программе концерта не соответствовало, поскольку исполнялись не только композиции из голливудских фильмов, но и босса-нова, и блюз, и американские популярные баллады, и джаз эпохи свинг и би-боп.
Трио Григория Файн в составе: Григорий Файн (фортепиано), Игорь Кондур (контрабас) и Юрий Пропалов (ударные) аккомпанировало Борису Курганову (альт-саксофон, скрипка) и Сергею Головне (тенор-саксофон).
Мне Борис Курганов известен как отличный музыкант с хорошей школой, которую отчасти он получил в Америке, где сейчас проживает. Слушать его соло интересно, они полны разнообразных музыкальных идей. Но в этот раз в Большом зале Московской консерватории звук был откровенно плохой. Скажем прямо, что саксофон – это не самый тихий музыкальный инструмент, однако, мне приходилось прислушиваться, чтобы разобрать, что же исполняет Дмитрий Курганов. Удовольствия от подобных усилий мало. Я понимаю, что это не вина исполнителя, а, как я убедилась в третий день фестиваля, некачественной подзвучки зала. Напрашивается вопрос: зачем выбирать для джазового фестиваля зал, который предназначен для исполнения классической музыки? Джаз звучит в нём странно «округло», как гортань у старательной хористки. Но джазовая музыка не предполагает такого звучания. Давайте не будем забывать, что джаз родился и вырос в кабаках и клубах. И звучать он должен соответственно. А приглаживать, прихорашивать и «академизировать» его не нужно, иначе теряется вся прелесть этой музыки.
Третий и заключительный концерт не получил названия. В первом отделении прозвучали авторские сочинения Григория Файн: джазовая кантата «Послушай, и ты увидишь» для сопрано, хора, джазового трио и симфонического оркестра и концерт-импровизация для фортепиано с оркестром ре минор в трёх частях.
Название кантаты «Послушай, и ты увидишь» ‒ это американская поговорка, которую рассказал Григорию Файн великий джазовый контрабасист Рей Браун. Необходимо сразу оговориться, что джазовая кантата имеет очень мало общего с джазом. Мне она больше напомнила чередование советских песен для детей в стиле «Взвейтесь кострами, синие ночи» и лёгких мелодий из американских кинофильмов. Состояла кантата из 13 номеров, каждому из которых предшествовал незатейливый стихотворный эпиграф. Например:
Когда умирает любовь,
Напрасно нам солнце сияет,
Когда умирают мечты,
Тогда всё вокруг замирает.
Или:
Наступает время ночи,
В небе звездочки сияют,
А ночные птицы снова
Хоровод свой затевают.
Кроме того, в качестве солистки в кантате выступала певица академического направления Ирина Алёшина (сопрано). Пела Алёшина по-студенчески неуверенно, с рыхлыми низами и писклявыми верхними нотами. Вообще, состав у кантаты впечатляющий: вышеупомянутое трио Г. Файн, Студенческий симфонический оркестр класса «Искусство джазовой импровизации» Московской консерватории (информации о данном коллективе и факультете на сайте консерватории я не нашла), камерный хор Московской консерватории, артисты «MSC Orchestra», «Voice Fusion», солистка Ирина Алёшина (сопрано) и сам Григорий Файн за роялем. Зачем композитору понадобился такой огромный состав мне неизвестно. Хочу лишь сказать, что публика с большим трудом осилила данное произведение.
Концерт-импровизация для фортепиано с оркестром представлял собой демонстрацию так называемого «Fain Family Show»: каждую часть концерта играл новый член семьи Файн (Григорий Файн, затем его сын Дмитрий Файн и внук Пётр Мишин). Концерт представлял собой очередную попытку смешения классики и джаза. К грамотному смешению этих направлений я отношусь более чем положительно. Но в данном случае не считаю эксперимент удачным. Смешение классической гармонии с ударной секцией, академическими исполнителями на духовых инструментах, которые совершенно не умеют играть синкопы и полным отсутствием музыкального развития практически до последних тактов, производило печальное впечатление. Возникало желание покинуть концертный зал. Кстати, многие зрители так и поступали во время всех трёх фестивальных дней. А те, кто оставался, вместо наслаждения музыкой наслаждались красотой Большого зала Московской консерватории. Видимо, скучно на этом фестивале было не только мне одной.
Меня также возмутило повторение одних и тех же джазовых стандартов в разные фестивальные дни. Все-таки формат фестиваля предполагает, что человек может посетить мероприятие не один день, так зачем же повторяться? Существует великое множество прекрасных мелодий, и даже легендарный «Caravan» Дюка Эллингтона можно было заменить не менее выигрышной композицией.
В заключение фестиваля Григорий Файн поблагодарил зрителей за любовь к джазу, но это я уже не хочу комментировать, так как слишком измотана данным мероприятием. При всей моей любви к джазовой музыке я не получила практически никакого удовольствия от посещения данного фестиваля.
Все права защищены. Копирование запрещено
Любопытная статья, наткнулась когда искала билеты на джазовые концерты… Выдаёт «Летний джазовый фестиваль Григория Файна», который прошёл уже в прошлом году, но мне как раз удалось побывать на этом событии.. При всей любви к джазовой музыке, я была удивлена, что в БЗК проходит джазовый фестиваль, на моей памяти это впервые.. Поузнавала, оказалось я не права, в прошлом году Г. Файн провёл уже такой фестиваль, тоесть летом 2017 был уже второй фестиваль в стенах консерватории, вообщем-то это и стало основной причиной посещения данного мероприятия..
Конечно, на концертах Григория Файна, я бывала в малом зале, без сомнений Григорий, сможет разжечь искру даже в самом озябшем меломане, владение инструментом на очень высоком уровне, а импровизация за гранью понимания даже виртуозных классических пианистов.. Программа первого дня фестиваля подрузамевала выступления ряда пианистов, сейчас уже не припомню точное число, в статье написаны фамилии, вероятно это и были все исполнители. Признаюсь, я с опаской отношусь к такому количеству исполнителей в одном концерте, слишком уж разношерстно, больше напоминает конкурс, а не концерт, но в данном случае, впечатление осталось положительное. Все ребята были очень интересные, разные по характеру, по своему отношению к музыке и инструменту, и конечно, наблюдалось уважение к стенам могучей сцены, заметила, что выступление для них это глоток свежего воздуха в творчество, колллосальное развитие.. А когда они играли номера вместе с Григорием, все вдвойне обострялось и приводило в феерию и исполнителей и слушателей.. Публика долго не отпускала исполнителей со сцены, хотели услышать бисы, правда концерт длился и так довольно долго, ощущалась приятная усталость.. Под впечатлением, через несколько дней я пошла на второй концерт уже вместе с коллегами-музыкантами, которых я пригласила под свою отвественность, в итоге все сказали спасибо, когда ещё услышишь джаз на таком классическом уровне в стенах Большого зала..