(р. 1956)
Польского пианиста Крыстиана Цимермана называют гениальным интерпретатором, музыкантом-бунтарем, и даже «взбалмошным художником». Его трактовки произведений композиторов прошлого вызывают горячие споры, ими восхищаются, их критикуют – но равнодушным искусство пианиста не оставляет никого.
Родина музыканта – город Забже. Отец Крыстиана – инженер по профессии – был пианистом-любителем, именно он стал первым наставником для сына в искусстве фортепианной игры, когда мальчику было пять лет, а через год талантливый юный музыкант впервые выступил публично. В семилетнем возрасте Крыстиан начал обучаться у профессора Анджея Ясиньского, а в восемь лет впервые выступил на телевидении. Впоследствии Цимерман учился у этого же педагога в Катовицкой музыкальной академии.
Пианисту было шестнадцать лет, когда он стал лауреатом конкурса в Градец-Кралове. Это не самое известное и авторитетное музыкальное состязание, но через два года – в 1975 году – он принял участие в пианистическом состязании высочайшего уровня – Конкурсе имени Фредерика Шопена в Варшаве, и победил. Музыканту было тогда всего восемнадцать лет – и это был первый случай в истории конкурса, когда победу в нем одержал столь молодой участник. А ведь Цимерман не только стал лауреатом, но и удостоился нескольких специальных призов – за лучшее исполнение сонаты, полонеза, мазурки.
Столь блестящее начало карьеры не вскружило голову пианисту: будучи на момент победы студентом, он продолжал усердно учиться, совершенствуя свое мастерство. Завершив учебу в Катовицкой академии, он проходил стажировку под руководством Артура Рубинштейна. Одновременно развивалась его исполнительская карьера. Через год после своей блестящей победы в Варшаве пианист стал солистом Берлинского симфонического оркестра, а еще через два года состоялся его первый концерт в США. Выступал он и в Мюнхене, и в Вене, и в Лондоне, и в Париже, везде вызывая восторги публики и одобрительные суждения критиков, которые отмечали «тонкое чувство звука», прозрачность полифонической ткани, утонченность деталей и благородство исполнения в сочетании с пафосом. И, конечно, музыкант достиг фантастической популярности на родине: когда в 1978 году он заканчивал Академию музыки, на всех трех его дипломных концертах в зале Шлёнской филармонии не было свободных мест, а газеты и журналы помещали рецензии – это был поистине уникальный случай в истории учебного заведения.
В последующие годы пианист выступал с оркестрами под управлением Пьера Булеза, Клаудио Аббадо, Герберта фон Караяна и многих других знаменитых дирижеров.
Основу его репертуара составляют творения композиторов эпохи романтизма – Ференца Листа, Фредерика Шопена, Эдварда Грига, Иоганнеса Брамса. Не ограничиваясь творчеством романтиков, Цимерман исполняет творения Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Антона Веберна, Рихарда Штрауса, Отторино Респиги. И, конечно, особое место в его репертуаре занимают произведения композиторов-соотечественников. Наряду с Шопеном это Кароль Шимановский, Витольд Лютославский. Последний посвятил Цимерману Концерт для фортепиано с оркестром, и в 1988 году Цимерман осуществил его мировую премьеру. Достижения пианиста отмечены многочисленными наградами: в 1985 году в Сиене Академия Киджи удостоила его премии, присуждаемой лучшему молодому музыканту года, а в 1994 году он получил в Копенгагене Премию музыкального фонда Леони Соннинг.
В 1999 году отмечалось сто пятьдесят лет со дня смерти Шопена. К этому событию были приурочены первые гастроли Polish Festival Orchestra – польского молодежного исполнительского коллектива, который основал и возглавил Крыстиан Цимерман. Он сам отбирал музыкантов для этого оркестра, лично председательствуя на прослушиваниях. В ходе гастролей оркестр выступил в четырех городах Польши, во многих европейских странах, а также в Америке. В общей сложности концерты состоялись в тридцати городах. Истинным «гвоздем программы» этих гастролей стало исполнение двух шопеновских фортепианных концертов. Интерпретация их Цимерманом оказалась настолько неожиданной, что некоторые критики и слушатели обвиняли музыканта в кощунстве, другие же выражали восторг.
Смелость пианиста проявляется не только в интерпретации музыкальных произведений, но и в выражении гражданской позиции. В 2015 году выступая в Лос-Анджелесе, Крыстиан Цимерман обратился к публике с гневной речью – он говорил о базе Гуантанамо, где пленные подвергались истязаниям, говорил о том, что впредь не станет выступать в стране, которая желает подчинить себе весь мир военной силой. Некоторые слушатели демонстративно вышли из зала – но в большинстве своем присутствующие отреагировали на эти нелицеприятные суждения аплодисментами. Правда всегда остается правдой, в чем бы она ни выражалась – в музыке или в словах.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев