(1914–1982)
Ансамбль скрипачей Большого театра стал уникальным явлением не только в отечественном, но и в мировом ансамблевом исполнительстве. Его основателем и бессменным руководителем был скрипач Юлий Маркович Реентович.
Родина музыканта – город Тамбов. Юлий Маркович был потомственным музыкантом, его отец – Марк Наумович Реентович – выходец из бедной многодетной семьи еврейских музыкантов, прошел путь от скрипача, играющего на свадьбах и народных гуляниях (этим он занимался с восьмилетнего возраста) до студента Петербургской консерватории, где его наставником был сам Леопольд Ауэр. После окончания консерватории Марк Наумович преподавал искусство игры на скрипке в Тамбовском музыкальном училище, а позднее стал его директором. Одним из учеников Реентовича-старшего стал его сын Юлий. Окончив Тамбовское музыкальное училище в 1931 году, Юлий поступил в Московскую консерваторию, где наставником его был Абрам Ильич Ямпольский, который когда-то учился у Ауэра вместе с отцом Юлия Марковича.
В 1935 году учеба в консерватории была завершена. Что же дальше – сольная карьера, всесоюзные и международные конкурсы, звания лауреата и дипломанта? Нет, музыканту был предначертан другой путь. По воспоминаниям современников, Реентович не принадлежал к числу тех музыкантов, которые поражают публику фантастической техникой, но его художественное чутье было исключительным, поэтому сольной карьеры он не сделал – его одаренность располагала к ансамблевой игре. Еще в студенческие годы он начал работать в Большом театре. Скрипачом в оркестре этого театра он оставался и после завершения консерваторского курса, а в 1952 году стал его концертмейстером.
Главное событие в карьере Юлия Марковича произошло в 1955 году – он создал в Большом театре Ансамбль скрипачей. Правда, официальной датой рождения этого исполнительского коллектива считается 1956 год, когда он впервые выступил. Что представлял собой ансамбль? Семнадцать скрипачей, играющих под фортепианный аккомпанемент. Примечательно, что играли они без нот – каждый музыкант знал свою партию наизусть, а руководитель не дирижировал – тем не менее, звучание было исключительно слитным (один из критиков заметил, что ансамбль звучит словно «одна большая скрипка»). Других таких ансамблей не было. Его уникальность была очевидна с самого начала, Дмитрий Дмитриевич Шостакович предрек исполнительскому коллективу прекрасное будущее, и он оказался прав.
В первые годы существования ансамбля основной проблемой был репертуар – ведь не было произведений, создававшихся для подобного состава специально. Поначалу Реентович сам делал все аранжировки, но позднее он привлек к этому других аранжировщиков высокого класса. Более того – Арам Ильич Хачатурян, Родион Константинович Щедрин и другие композиторы писали произведения специального для созданного Реентовичем ансамбля – у коллектива появился собственный репертуар. Но оригинальными сочинениями дело не ограничивалось – в репертуар входила музыка различных стилей и эпох.
Будучи элитарным по исполнительскому уровню, основанный Реентовичем ансамбль никогда не был «ансамблем для элиты». За годы своей деятельности он выступал около двух тысяч раз, посетив все союзные республики, десятки городов, и не всегда концерты проходили в филармонических залах. Выступали на целине на Алтае и в Казахстане, в колхозах, сельских клубах. Однажды пришлось играть во время перерыва на обед на заводе – прямо в сборочном цехе. Рояля или хотя бы пианино там, разумеется, не было – его специально принесли из клуба. Не всегда условия были идеальными, а публика – высококультурной. Например, однажды ансамбль выступал в Новосибирске в рабочем клубе. Зал не отапливался, пальцы коченели, но еще больше проблем создавала публика: в зале стоял шум, многие мужчины пришли на концерт с бутылками водки. И вот в такой обстановке зазвучала «Ave Maria» Франца Шуберта. В зале сразу же наступила тишина, слушатели так и не вскрыли свои бутылки, а по окончании исполнения раздались бурные овации и крики: «Давайте еще!» Реентович говорил, что именно ради таких моментов стоит жить.
Впрочем, невоспитанная публика встречалась не только в российской глубинке. В столице Великобритании, в одном из лучших залов перед началом концерта в зале вдруг появились люди с плакатами, на которых были написаны оскорбления в адрес советских музыкантов, а присутствующая в зале полиция даже не подумала что-то предпринять. Реентович невозмутимо приказал музыкантам стоять с поднятыми инструментами. И что же? Ситуацию выправили сами слушатели – большинство демонстрантов было выведено из зала, несколько оставшихся убрали свои плакаты и расселись по местам.
Юлий Реентович возглавлял основанный им исполнительский коллектив до самой смерти в 1982 году. Два года спустя распался ансамбль.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев