Так называется спектакль-концерт (иначе — литературно-музыкальная композиция), которую разыгрывают двое невероятно талантливых молодых людей. Это рассказ о композиторе, известном, прежде всего, как автор романса «Соловей» на стихи А. Дельвига, но после этого концерта, с полной уверенностью скажу, всякому захочется прикоснуться к творчеству Алябьева ещё раз, хотя бы краем мысли зацепить повторно гениальную музыку, звучавшую на спектакле.

Чередуясь с музыкой, маленькие драматические этюды создают ощущение спектакля, в  нем — история жизни, рассказанная от третьего лица, перемежающаяся с игровыми сценами, в ней музыка романсов и других произведений Алябьева, пение, мелодекламация, импровизация, диалоги…

Что лучше расскажет о жизни художника, чем его творчество? Родившись в Тобольске, Алябьев вырос в столицах, обласканный вниманием аристократов, имел настоящую славу, но вернулся на свою малую родину в статусе ссыльного. В результате чего? — злого случая… Кто знает, что романс «Соловей», завоевавший популярность сразу после публикации, даже не был подписан именем композитора? Что имя это не печаталось на афишах театральных премьер, но звучало в кабинете Императора? Спектакль соткан из эпизодов трагической жизни композитора, в которых можно услышать голос Николая Первого; произносимый Алябьеву приговор; почувствовать, что есть слава, любовь, зависть, ссылка…

Не самым обычным образом эта музыка там звучит: она по-новому, и иногда совершенно непредсказуемо, раскрывается в импровизациях молодого композитора, лауреата многочисленных конкурсов и просто удивительного музыканта — Святослава Оводова. В дуэте с ним — Ильдар Шамиков-Дасаев, актёр театра и кино, диктор РТР, потрясающий ведущий мероприятий и вообще очень разносторонний человек. Этот тандем входит в творческое объединение «Звёздный циферблат», которое представлено и другими интересными личностями, творческими энтузиастами, истинно влюблёнными в искусство: актёры Надежда Исаева, Константин Сопов, хореограф Наталья Рослякова, художник Борис Танделов. У них сложилась традиция на каждый спектакль-проект приглашать нового режиссёра; однажды мне посчастливилось увидеть перед собой одно их удивительное творение — спектакль «Портрет Дориана Грея», выпущенный режиссёром Михаилом Егоровым — и глубокие впечатления не сошли с души до сих пор, столь сильным было эмоциональное наслаждение от игры талантливых артистов. А главная роль в этом великолепии принадлежала Ильдару, и его загадочный Дориан столь же захватывал воображение, как и здесь всякая его ипостась — в актёрско-музыкальном дуэте со Святославом Оводовым.

Святослав истинно похож на молодого творца начала XIX века, отчего на спектакле только ещё больше случается погружение в происходящее, и кажется, что будто это сам Алябьев сидит за роялем, глядит с лёгкой грустью на клавиши, бережно касается их пальцами, быстрым движением откидывает волосы и печально улыбается своим мыслям. Ильдар — это противоположная энергетическая составляющая спектакля: он увлекает, ведя свой рассказ, вступает в диалог в различных образах, крепко держит властным голосом фабулу всего свершающегося.

И тогда возле рояля происходит магия: пространство сужается, меркнет яркий свет, заменяемый будто тёплым отблеском свечей, остаются лишь два человека, которые вдруг проносят перед взором целый мир, настоящую историю жизни одного гениального композитора; и в этой камерной, доверительной обстановке звучит печальная, упоённая нежностью звука и его мягкой тишиной, красота.

Самым трепетным и печальным стало появление в постановке романса «Зимняя дорога» на стихи А. Пушкина. Каждый раз исполнение этого романса вносит глубокое душевное переживание. (В импровизациях Святослава именно этот романс оказался самым отдалённым от «оригинала» среди всех остальных). Появляясь в финале всей истории, он воспринимается ещё больнее, вызывая глубинную печаль…

Настоящее чудо — наблюдать такие «перевоплощения» и других романсов. Ведётся рассказ о нелёгком пути композитора, и музыка почти непрерывно сопровождает диалоги рассказчиков и повествование. Вершиной  становится эпизод, повествующий о Ференце Листе, некогда сочинившем вариации на тему «Соловья» Алябьева — но не ту самую музыку Листа мы услышим здесь, а новые вариации, рождаемые необычайным импровизаторским талантом Святослава Оводова.

Не обходится здесь и без дуэтов — например, небольшой, светло-радостный вокальный номер Святослава и Ильдара. Как удивительно гармонично сливаются их голоса, как чиста музыка Алябьева в их воплощении! И между тем, на подступах к финалу полный тревоги — романс «Отворяй, барон, ворота» (нутром ощущаемая «похоронная песня» на стихи И. Лажечникова). Такое исполнение, как здесь, доводящее до полного оцепенения и настоящего внутреннего содрогания — воистину бесценно.

Всё это не просто безусловно должно быть увиденным и услышанным. Мне радостно вспоминать, что я видела оживление, восторг и признательность публики после представления далеко не раз: начав своё путешествие в 2017 году, спектакль был сыгран на различных культурных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, а также некоторых других городов — последний раз с невероятным успехом и теплом концерт прошёл в Астраханской картинной галерее. Там  подтвердилось, что это настоящее профессиональное большое дело, своим высокохудожественным духом способное и чувства настоящие в душе потревожить, и растрогать до непрошеных слёз, и вообще в жизни что-то изменить.

 

Фото: М. Рузанкиной

 

Копирование запрещено.