В рамках фестиваля «Интермузей-2019» на стенде региона-партнёра республики Коми посетителям предоставилась возможность увидеть фильм «Путешествие Кандинского к «Вратам смерти»
 

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что’ там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых…

(Александр Блок)

 

В. Кандинский «Синий гребень» Фото с сайта gallerix.ru

А вот это стало совершеннейшей для меня новостью – Кандинский и финно-угорские народы Коми… До недавнего времени он для меня был лишь известным художником, основателем группы «Синий Всадник», а тут вдруг путешествие к зырянам?! Как оказалось, не вдруг. Силами сотрудников Национального музея Республики Коми был сделан фильм о путешествии Василия Кандинского в края зырян. Собственно, это не было путешествием, а вполне официальной экспедицией от  Московского Общества Естествознания, Антропологии и Этнографии. Вологодчина, Сольвычегодск, Усть-Сысольск, Усть-Кулом… В том 1889 году Василий Кандинский учился на юридическом факультете и был очень дружен с Николаем Харузиным – известным специалистом в области этнографии финно-угорских народов. Вероятнее всего, этот факт послужил поводом поездки Василия Кандинского в те далёкие края.

 

А края те были волшебными, древними, языческими (хоть и христианизировался тамошний люд в XIV веке). Усть-Кулом – место тревожное, полное тайн и магии, тесно связанной с природными явлениями (что очень свойственно данным народам). Конечно, Василия Кандинского сложно отнести к ряду ученых-этнографов, но его дневниковые записи помогли многим и многим специалистам. Кстати сказать, в той поездке-экспедиции Василию Кандинскому очень помог словарь Фердинанда Ивановича Видемана (1805-1888), видного угроведа, исследователя семьи финских языков.

Но была в этой истории ещё одна любопытная деталь. Усть-Кулом – место заветное, «смертное», отнюдь не самые приятные таинства там совершались. Известно доподлинно лишь одно. Именно после этой поездки у Кандинского пробудилось настоящее желание стать художником. Узорочье коми-зырян, их ли обряды, знакомство с оберегами и языческими божествами так повлияли – кто знает? Одно бесспорно – художника мир получил крайне интересного.

Изображения предоставлены пресс-службой Национального музея Республики Коми