(р. 1936)
Композитора Ширвани Рамазановича Чалаева по праву причисляют к живым классикам. Особенно ценят его музыку на родине – в Дагестане, и не только потому, что он является автором гимна республики.
Родина Ширвани Чалаева – дагестанский аул Хосрех, расположенный в Кулинском районе. Неординарные музыкальные способности он проявил еще в детские годы – мальчику очень нравилось петь, а земляки любили слушать его (позднее, когда в мире гремела слава юного итальянского певца Робертино Лоретти, пожилые жители аула, вспоминая импровизированные «концерты», которые давал Ширвани в детстве, утверждали, что он пел лучше). Очень тяжело переживал он голосовую мутацию – он не знал тогда, что это естественный процесс развития, не понимая, почему исчез голос. Впрочем, о профессии певца он не задумывался – среди горцев-односельчан это не считалось работой, достойной мужчины. Тем не менее, пережив этот непростой период, Ширвани продолжал петь. В тяжелые послевоенные годы он часто приезжал в Махачкалу, чтобы встретиться со своими земляками, учившимися в городе – и там он тоже давал импровизированные концерты, аккомпанируя себе по слуху на аккордеоне. Песни о войне, которые он исполнял, трогали слушателей до слез, и однажды некая женщина отвела его в музыкальное училище.
Так Ширвани Чалаев стал студентом, учился он у Готфрида Алиевича Гасанова, который считается основоположником профессиональной дагестанской музыки. По совету наставника он поставил себе цель пройти полный курс за два года (чтобы не прерывать учебу на время службы в армии). Это потребовало титанических усилий и от ученика, и от преподавателя: ради Чалаева Гасанов приходил в училище к шести часам утра, а студент ежедневно решал больше двух десятков сложнейших гармонических задач. И всё же, несмотря на все усилия, поступить в консерваторию Ширвани не смог – ни в Баку, ни в Саратове, и тогда он возвратился в Махачкалу, где поступил в университет на факультет иностранных языков.
Учиться было нелегко – ведь английский язык ему пришлось осваивать с нуля, тем не менее, музыку он не бросил. Он писал песни, и в этом немало преуспел – в скором времени его песни пела вся Махачкала. К английскому языку он быстро охладел и, выпросив у родителей деньги (якобы на покупку одежды), отправился в Москву поступать консерваторию. Он был потрясен, когда увидел свою фамилию в списке зачисленных!
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев