Гент, как ни странно, со всей своей средневековой застройкой, не производит впечатления города-декорации для туристического бизнеса, как, например, Брюгге или Венеция. Гент – живой город, полнокровное существование которого ощущаешь повсюду. Возможно, из-за того, что он так и остался крупным портом Бельгии, а еще, может быть, из-за Гентского университета, студенты которого вносят освежающий дух молодости в атмосферу города. Но все же Гент – город туристический, причем с многовековой традицией: в него приезжали путешественники со всей Европы, начиная с XV века, чтобы увидеть главное городское сокровище – «Поклонение Агнцу» братьев Ван Эйков. Кстати, одним из таких путешественников был Альбрехт Дюрер, отметивший это в своих дневниках.
Именно «Поклонение Агнцу», или «Гентский алтарь», было главной целью и моей поездки в этот город. Я не буду рассказывать о том впечатлении, которое произвел на меня Гентский алтарь, скажу только, что он стоит того, чтобы только ради него одного приехать в Гент. Рассказывать о сверкающем очаровании красок, о той радости приятия мира во всем его многообразии, которая исходит от этой живописи, о том, как здесь воплощен духовный замысел и какие эмоции он вызывает, можно долго и для этого нужна отдельная статья с совсем отличной от нашей темой. А вот судьба алтаря точно вписывается в череду гентских «чудесных возрождений».
Это удивительная история о том, как в течение более чем пяти веков этот огромный складень высотой около четырех метров, шириной около пяти и состоящий из двенадцати панелей, постоянно пытались уничтожить, присвоить, украсть или спрятать, и о том, как всегда это заканчивалось одинаково: «гентское чудо» неизменно возвращалось домой в собор Святого Бавона.
Итак, началось все, если верить надписи на раме, когда «Художник Хуберт Ван Эйк, лучше которого нет, начал, а его брат Ян, второй в искусстве, завершил великое дело по просьбе Йодукуса Вейдта 6 мая 1432 года». И это было поистине «великое дело» – именно так, как настоящее откровение, восприняли его современники. Между прочим, бургундский герцог Филипп Добрый, только что учредивший орден Золотого руна, сразу отвел алтарю важную роль при церемонии проведения капитула ордена.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев