(1933-2020)

 

«Его музыка создана из тонов, а не из звуков», – так говорят о творениях польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Используя самые необычные выразительные средства, этот композитор создает музыку, обладающую поразительной эмоциональной силой – и в этой эмоциональности заключается секрет ее доступности и понятности широкой публике (в отличие от творений многих других деятелей авангарда).

Родина Кшиштофа Пендерецкого – польский городок Дембица. В семье не было музыкантов-профессионалов, но отец – адвокат по профессии – был музыкантом-любителем, играл на скрипке и фортепиано. Он пытался учить сына фортепианной игре с шестилетнего возраста, но мальчику больше понравилась скрипка. Из-за Второй мировой войны он только в тринадцать лет начал учиться в школе, но быстро наверстал упущенное, а скрипичной игре обучался самостоятельно. Родители не думали тогда, что Кшиштоф изберет профессию музыканта, да и он сам не сразу об этом задумался: в детстве он мечтал стать то инженером, то моряком, а музыка была одним из увлечений наряду с рисованием и чтением. Судьбоносным оказался для него подарок школьной подруги – ноты скрипичных сонат Иоганна Себастьяна Баха, приобретенные в антикварном магазине. Эта музыка настолько потрясла юного Кшиштофа, что он решил непременно получить музыкальное образование. В Дембице единственным человеком, у которого он мог учиться, был Станислав Дарляк, дирижер духового оркестра. Создавая аранжировки для своего исполнительского коллектива, он заставлял инструменты играть в непривычных для них регистрах, и эту страсть к экспериментированию Пендерецкий перенял от своего наставника. В скором времени он организовал в гимназии собственный ансамбль.

Окончив гимназию, он отправился в Краков, где частным образом обучался композиции у Франтишека Сколышевского, а позднее поступил в Государственную высшую музыкальную школу, где наставниками его стали Станислав Вехович и Артур Малявский. Первые сочинения Пендерецкого были отмечены влиянием Белы Бартока, Клода Дебюсси. Большое впечатление произвели на него произведения Луиджи Ноно, посетившего Краков в 1958 г., но желания подражать итальянскому композитору не возникло – Пендерецкий понимал, что должен искать свой собственный путь.

Его дипломной работой стала «Эпитафия памяти Артура Малявского» для литавр и струнных, исполненная в 1958 г., а в следующем году он представил три сочинения на конкурс, объявленный Польским союзом композитором, и все три удостоились премий: «Строфы» – первой, «Псалмы Давида» и «Эманации» – второй. «Строфы» вскоре прозвучали в Париже, Палермо, Вене. Это было началом международной славы композитора. Стипендия, которую он получил как победитель конкурса, позволила ему отправиться за границу, и Пендерецкий выбрал Италию. Не особенно интересуясь музыкой, он во время поездки «посмотрел всё, что только можно было посмотреть в Италии».

В 1960 г. было написано одно из самых известных сочинений Пендерецкого – «Плач памяти жертв Хиросимы». Партитура его выглядела столь необычно, что таможенники отнеслись к ней с подозрением, и бандероль была задержана, в результате чего композитору пришлось восстановить партитуру по памяти. В последующие годы произведения Пендерецкого всё чаще звучат в разных странах, получая неоднозначную оценку критиков: одни отмечают новаторство композитора, другие обвиняют его в «культе шума» и «антихудожественности».

В 1960-х гг. Пендерецкий создает Струнный квартет, «Полиморфию», «Псалом-61», «Канон», оперы «Самый сильный» и «Дьяволы из Лудена», много работает в области театральной музыки и музыки для кино, видя в последней обширное поле для музыкальных экспериментов. Впрочем, экспериментом становится любое сочинение Пендерецкого: например, в «Полиморфии» жесткие диссонансы сменяются до мажором, а в «Каноне» живое звучание струнного оркестра образует канон с двумя его записями. Одним из лучших сочинений тех лет стали «Флуоресценции», где в звучание симфонического оркестра вплетается стук пишущей машинки, звуки металлических и стеклянных предметов, электрический звонок и другие внемузыкальные звуки.

О том, каких вершин славы достиг композитор, свидетельствует то, что Секретариат ООН заказал ему произведение для торжественного концерта в честь двадцатипятилетнего юбилея этой организации. Этим сочинением стала «Космогония», в которой использованы тексты, отражающие воззрения человечества на Вселенную – от античных философов до первых космонавтов. В 1972 г. на открытии Олимпийских игр в Мюнхене звучала специально созданная для этой церемонии пьеса Пендерецкого «Экехейрия».

1970-е гг. становятся для композитора временем подведения итогов. В 1973 г. он создает свою Первую симфонию, которую считает «суммой» всего того, что он мог сказать как авангардный композитор, и в последующих симфониях он отходит от авангардного языка. В те годы Пенедрецкий много выступал как дирижер – под его управлением звучали не только его собственные творения, но и сочинения других композиторов, особенно любил он дирижировать произведения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и Игоря Федоровича Стравинского. В некоторых сочинениях тех лет – Скрипичном концерте, опере «Потерянный рай» – проявились неоромантические черты.

В 1980 г. Пендерецкий начал работать над «Польским реквиемом». Различные его части композитор создавал на протяжении четверти века, посвящая их разным соотечественникам. Последняя часть – Чакона – была написана в 2005 г. и посвящена памяти папы римского Иоанна Павла II.

За свои творческие достижения Кшиштоф Пендерецкий удостоен польских орденов Белого Орла и Возрождения Польши, армянского Ордена Почета, латвийского ордена Трех звезд, австрийского почетного знака «За науку и искусство» и других наград.
Скончался 29 марта 2020 года.
 

 

Копирование запрещено.