(р. 1929)

 

«Надежда», «Нежность», «Старый клен», «Трус не играет в хоккей» – эти и многие другие песни стали истинной «приметой времени» в советскую эпоху, ее «музыкальным лицом». Их исполняли на концертах и торжественных мероприятиях, транслировали по радио и телевидению, напевали за праздничным столом, но и сегодня они не утрачивают своего очарования… А создала их Александра Николаевна Пахмутова.

Александра Николаевна появилась на свет в пригороде Сталинграда в семье инженера. Это был разносторонне одаренный человек, любитель музыки, игравший на нескольких инструментах. Музыкальная атмосфера в семье помогла таланту раскрыться: трехлетняя девочка начала сочинять мелодии и осваивать фортепиано, а в пятилетнем возрасте она написала свое первое сочинение – фортепианную миниатюру «Петухи поют». Примечательно, что посещать музыкальную школу она начала только по прошествии двух лет. Занятия пришлось прекратить с началом войны, но в 1942 г., отправившись в эвакуацию в Караганду, Александра продолжила учебу там. Когда семья вернулась в Сталинград в 1943 г., город был в руинах. О том, чтобы приобрести фортепиано, не было и речи, но судьба сделала Александре неожиданный подарок: среди развалин она нашла аккордеон немецкого производства. Она самостоятельно освоила этот инструмент.

В отношении своего будущего девушка не имела никаких сомнений – она видела себя только музыкантом, мечтала учиться в Москве или Ленинграде и заявляла отцу и матери, что если они не отправят ее в одну из столиц, то она улетит сама, договорившись со знакомым пилотом. В конце концов родители сдались – четырнадцатилетняя Александра отправилась в Москву, где была принята в ЦМШ при консерватории. Здесь она не только обучалась фортепианной игре, но и факультативно занималась композицией под руководством Виссариона Яковлевича Шебалина – ученика Николая Андреевича Римского-Корсакова (поэтому Александра Николаевна впоследствии называла себя «музыкальной внучкой» композитора-кучкиста). В консерваторию она поступила как композитор, хотя исполнительский уровень позволял ей стать пианистом. О своем выборе Пахмутова не жалела никогда. В консерватории она продолжала учиться у Шебалина, далее последовала аспирантура.

Но вот годы учебы остались позади. По какому пути может пойти молодой композитор? Пахмутова получила очень основательную композиторскую подготовку, ей были доступны академические жанры, что она не раз доказывала впоследствии, создавая такие сочинения, как увертюры «Юность», «Русский праздник» и «Тюрингия», Концерт для трубы и другие, но главной сферой интересов композитора стал песенный жанр. Почему она отдала предпочтение песне? Это однажды объяснила сама Александра Николаевна: можно создать симфонию или струнный квартет, произведение будет исполнено, публика поаплодирует (то ли потому, что действительно будет довольна, то ли из вежливости), критики напишут одобрительные рецензии, время от времени сочинение будут исполнять… И всё. Песню же либо сразу забывают, либо – если она удачна – начинают петь за пределами концертных залов. Нет, Александра Николаевна не принижает академическую музыку – напротив, ее очень беспокоит то, что молодежь мало интересуется творениями Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и Сергея Сергеевича Прокофьева, которые известны во всем мире, но ее дорогой жизни стало именно создание песен.

На заре творческой жизни Александра Николаевна работала над детскими радиопередачами, благодаря чему познакомилась с молодым поэтом Николаем Николаевичем Добронравовым. Вскоре она стала его женой. Судьбе было угодно, чтобы этот супружеский союз остался бездетным – но многочисленными «детьми» Пахмутовой и Добронравова стали песни, написанные Александрой Николаевной на стихи Николая Николаевича. Трудно назвать такое событие из советской истории, которое не было бы отражено в их творчестве: воспоминания о Великой Отечественной войне, комсомольские стройки, освоение космоса, развитие спорта, Олимпиада-80… Песни Пахмутовой исполняли Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Лев Лещенко, ансамбль «Песняры» и другие звезды советской эстрады. Создавала она и киномузыку – «Моя любовь на третьем курсе», «О, спорт, ты – мир!», «Девчата» – немалую часть очарования этих и многих других кинокартин составляет музыка Пахмутовой.

Как и многие талантливые люди, Пахмутова не избежала столкновений с властями. Претензии, предъявляемые ей, были абсурдными: так, в «Песне о Ленине» недовольство вызвала строка «Ильич прощается с Москвой», в песне о ветеранах Первого Белорусского фронта – упоминание о Жукове и Рокоссовском без упоминания Брежнева, а в песне «И Ленин такой молодой» усмотрели слишком большую энергию, подобие ритмов рока у ударных… В ответ на все нападки Александра Николаевна обещала «подумать», но никогда ничего не исправляла в своих творениях в угоду властям. И песни ее всегда находили дорогу к слушателю, всегда исполнялись (хотя и не всегда сразу после написания).

Пахмутова никогда не была членом КПСС, хотя ее уговаривали вступить – она не желала выполнять поручения «серых бюрократов», паразитирующих на идее, но в саму идею она верила всегда и верить продолжает. По словам композитора, если бы она была членом партии, то в конце Перестройки не стала бы «рвать и топтать ногами» партбилет, как многие тогда поступали, не стала бы отрекаться от прошлого, глумление над которым очень ее огорчало.

Грандиозный успех не привёл композитора к гордыне. Она остается очень простым в общении человеком, и, работая с музыкантами, никогда не оскорбляет их высокомерием. Несмотря на почтенный возраст, Пахмутова не утрачивает творческой активности, продолжая создавать новые произведения – так, в 2018 г. состоялась премьера ее Концертино для трубы с оркестром «Победитель».

 

 

Копирование запрещено.