Финский композитор Кайя Саарихо не любит, когда ее искусство называют «женским» – она убеждена, что сущность произведения не зависит от того, кто его создавал, мужчина или женщина, но нельзя не заметить, что из четырех ее опер в трех центральными действующими лицами являются женщины, причем в двух случаях речь идет о реально существовавших исторических личностях. Героиней одного из произведений Кайи Саарихо – оперы «Эмили» – стала Эмили дю Шатле, одна из умнейших женщин своей эпохи.

В эпоху, когда женщина в принципе не могла стать членом Французской академии наук, Эмили дю Шатле осуществила французский перевод «Математических начал натуральной философии» и снабдила этот труд Исаака Ньютона комментариями, основанными на идеях Готфрида Лейбница. В ее собственном научном труде – «Сочинении об огне» – изложены идеи, предвосхищающие воззрения современной физики на инфракрасное излучение. После рождения трех детей она считала свой супружеский долг выполненным и вела жизнь свободной женщины. Ее возлюбленными были астроном Пьер Мопертюи, математик Алексис Клеро, но наиболее продолжительным оказался ее роман с Вольтером. Когда философу грозил арест за поэму «Орлеанская девственница», она предоставила ему в качестве убежища небольшой замок, принадлежавший ее супругу, и в этом замке Вольтер и Эмили жили полтора десятилетия, устроив там лабораторию, в которой они вместе занимались естественнонаучными исследованиями, и небольшой театр, где ставились пьесы Вольтера. Последним любовником Эмили стал молодой поэт Сен-Ламбер, результатом этого романа стало рождение ребенка, через шесть дней после которого Эмили скончалась. Примечательно, что в течение многих лет ее преследовал страх смерти от тяжелых родов. В опере Саарихо тема смерти стала одним из ведущих сюжетных мотивов.

«Эмили» – это моноопера, зритель видит на сцене только заглавную героиню, о связанных с нею людях – Вольтере, Сен-Ламбере, умершем отце и еще не родившемся ребенке – можно узнать только через призму ее мыслей. Единственная партия поручена сопрано, о котором Саарихо сказала однажды: «Это мой собственный голос, голос женщины» (по признанию композитора, она предпочитает женские, поскольку считает их более богатыми и выразительными, чем мужские). В вокальной партии преобладает декламационное начало, но диапазон приемов очень широк – пение как таковое, говор, шепот, резкие скачки, вздохи. В те моменты, когда речь идет о персонажах-«призраках» (умершем отце героини или о ребенке, рождения которого она ожидает), звучание сопрано с помощью электроники трансформируется в «призрачный» мужской или детский голос.

Действие происходит на следующий день после завершения перевода трактата Ньютона, за несколько дней до рождения ребенка и до смерти. Героиня то предается воспоминаниям, то страдает от тревожных предчувствий, то задумывается, какой она останется в людской памяти. Опера состоит из девяти сцен, они исполняются без перерыва, но каждая из них имеет заглавие: «Предчувствия», «Могила», «Вольтер», «Лучи», «Встреча», «Огонь», «Ребенок», «Начала», «Против забвения». Через всё произведение красной нитью проходят три смысловых мотива – смерть, любовь и наука, причем музыкальный мотив смерти как ее предчувствие возникает в первой сцене, неоднократно возвращаясь в дальнейшем – в том числе и в заключительной сцене, создавая тематическое обрамление оперы. С образно-смысловыми мотивами оперы связаны звуковые комплексы – мелодические и ритмические. В музыкальной драматургии они играют такую же роль, как лейтмотивы в вагнеровских операх, но если лейтмотивы Рихарда Вагнера были легко узнаваемыми мелодическими фрагментами, неоднократно воспроизводящимися почти точно, то в «Эмили» речь идет о совокупности интонаций, рассредоточенных в музыкальной ткани отдельных сцен. С тревожным предчувствием связаны движение по аккорду увеличенного лада и прерывистые фигуры, состоящие из мелких длительностей на одном звуке. Тот же ритм, изложенный более крупными длительностями, становится мотивом смерти. Эти два мотива часто оказываются рядом друг с другом. В лирических сценах возникает лейтмотив Вольтера, состоящий из трех элементов – краткие «реплики» маримбы и вибрафона на фоне тремоло низких струнных, пассаж у деревянных духовых в нисходящем движении, а в третьем элементе с его острым ритмом очевидно родство с мотивом предчувствий. Тематическую сферу науки образуют несколько лейтмотивов – лучей (яркий девятизвучный аккорд), огня («искрящиеся» быстрые фигурации), луны (колорит увеличенного трезвучия).

Особая роль в музыкальной драматургии оперы принадлежит оркестру: главную роль играют струнные, деревянные духовые и ударные «украшают» музыкальную ткань, медные духовые отмечают кульминационные моменты. В опере задействован клавесин – инструмент, типичный для аристократического музыкального быта XVIII столетия, Эмили дю Шатле действительно играла на нем. Кроме того, в партитуру введен необычный звук – скрип пера по бумаге, усиленный с помощью аппаратуры.

Кайя Саарихо завершила оперу «Эмили» в 2009 г. В 2010 г. состоялась премьера произведения в Лионе.

 

Копирование запрещено.