(1905–1974)

 

Французский композитор Андре Жоливе был представителем группы «Молодая Франция» – подобно Оливье Мессиану, с которым он был дружен. Но если Мессиан всегда был устремлен к Богу и Небесам, то в творчестве Жоливе раскрылось всё разнообразие человеческих страстей, увиденных через призму мистической сущности музыки.

Атмосфера искусства окружала Андре Жоливе с детских лет: отец его был художником, а мать – пианисткой, именно она стала его первой учительницей музыки, а с тринадцатилетнего возраста его начал обучать друг родителей аббат Теодас, которого заинтересовало первое сочинение юного композитора – «Варварский романс» на стихи, сочиненные самим Андре. Музыка была главным, но не единственным пристрастием Жоливе – его увлекало и театральное искусство, и рисование, но под влиянием Поля Ле Флема, у которого он обучался в Schola Cantorum, окончательно решил связать свою жизнь с музыкой. Ле Флем раскрыл перед ним множество музыкальных эпох и стилей – от Гийома де Машо и Палестрины до Клода Дебюсси и Игоря Федоровича Стравинского. Кроме того, он познакомил ученика с Эдгаром Варезом, у которого Жоливе научился новым методам инструментовки. От Вареза он получил в подарок несколько статуэток, которые представлялись Жоливе некими фетишами, вместилищами таинственного духа «мана» – и на основе этой идеи был создан фортепианный цикл «Мана» в диссонантной атональной манере. Для Жоливе это было выражением идеи «заклинательной магии» музыки – в этом же образном русле находятся «Заклинания» для солирующей флейты и «Пять ритуальных танцев» для симфонического оркестра, созданные в 1936–1938 гг.

В те же годы Андре Жоливе примкнул к группе «Молодая Франция», в которую входили Ив Бодрие, Даниэль Лесюр и Оливье Мессиан, с последним он особенно сблизился. Эти молодые композиторы отрицали господствовавшую в то время идея аэмоциональности музыки («музыка ничего не выражает, кроме себя самой»), они взяли курс на поиск путей для духовного обновление музыки, но каждый из них решал эту задачу по-своему. Для Жоливе это было стремление вернуть музыке то значение, которое она имела в древности – ее «магическое и заклинательное начало», служащее объединению людей.

Первый концерт из произведений участников «Молодой Франции» состоялся в 1936 г., представленные на нем произведения удостоились одобрения критиков. В последующие годы было организовано еще несколько концертов, но продолжение их стало невозможным с началом Второй мировой войны. Жоливе был мобилизован, он сражался в составе противотанковой батареи. Известие о позорной капитуляции Франции застало его в небольшой деревне, под впечатлением этих горьких вестей он создал «Три жалобы солдата» на собственный текст, это сочинение не раз исполнялось во Франции в годы оккупации.

В годы войны родились и другие сочинения Жоливе, одно из самых интересных его творений тех лет – «Дельфийская сюита», в которой наряду с ударными, духовыми и арфой задействован новый электромузыкальный инструмент – «волны Мартено». Композитор не впервые обращался к этому инструменту – еще в 1935 г. он создал Три поэмы для фортепиано и «волн Мартено». Необычный тембр привлекал Жоливе и позднее – в 1947 г. он написал первый в истории музыки Концерт для «волн Мартено» с симфоническим оркестром.

Другое сочинение, родившееся в годы оккупации – одноактный балет «Гиньоль и Пандор» на либретто Сержа Лифаря, поставленный в 1944 г. Незамысловатая история с участием галантного Пандора, хорошенькой Гиньолетты и обманутого супруга Гиньоля обрисована в простых диатонических мелодиях, подчеркивающих «марионеточность» происходящего на сцене (жизнью персонажей управляет Директор театра – впрочем, он и сам является марионеткой). Для композитора создание такого произведение было способом отвлечься от мрачных мыслей о войне. В том же году была написана пьеса для флейты, альта, скрипки, арфы и виолончели «Песнь Линоса» – лирическая пастораль в античном духе.

В последующие годы композитор создал множество разнообразных произведений, включая одиннадцать концертов для различных инструментов. Наряду с упоминавшимися уже «волнами Мартено», Жоливе задействовал в качестве солирующих инструментов фортепиано, трубу, фагот, виолончель, флейту в сочетании с ударными. Виолончельный концерт он посвятил Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу. Будучи известным композитором, он нередко получал заказы на музыку к драматическим спектаклям – и с одинаковым увлечением работал над «Прометеем» и над «Смешными жеманницами». К пятисотлетию процесса, оправдавшего Жанну д’Арк, он написал ораторию «Правда о Жанне», премьера которой состоялась в Домреми, на родине героини.

Композитор ушел из жизни в 1974 г., не успев осуществить свой последний замысел – создание оперы «Неизвестный солдат».

 

 

Копирование запрещено.