На розвальнях, влекомых по московской улице, гордо восседает женщина в черном одеянии со строгим лицом, воздевшая руку с пальцами, сложенными в двоеперстии. В толпе, взирающей на осужденную, множество лиц, на которых читаются разные чувства – любопытство, ненависть, сочувствие… Это историческое полотно Василия Ивановича Сурикова знакомо каждому нашему соотечественнику, а судьба его героини – Феодосии Прокофьевны Морозовой – послужила источником вдохновения не только для великого живописца XIX столетия. В XXI веке композитор Родион Константинович Щедрин создал оперу «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой», известной также под кратким заглавием «Боярыня Морозова».

Дочь видного государственного деятеля Прокофия Федоровича Соковнина, рано овдовевшая супруга боярина Глеба Ивановича Морозова, Феодосия Прокофьевна была последовательной сторонницей старообрядчества, общалась с протопопом Аввакумом. Правда, тот упрекал вдовую боярыню, что она прилагает недостаточно усилий к смирению плотских желаний, но обвинить ее в отсутствии богоугодных дел было нельзя – получив в распоряжение состояние покойного мужа и его брата (формально унаследованное малолетним сыном), Морозова давала в своем доме приют юродивым, странникам и нищим, а главное – старообрядцам, преследуемым властями. Царь Алексей Михайлович пытался вынудить боярыню принять реформу Никона, оказывая на нее давление путем отнятия земельных владений. От более решительных действий царя удерживало заступничество жены, но после смерти царицы, когда Морозова отказалась присутствовать на свадьбе царя, терпению его пришел конец: по его приказу муж сестры Морозовой потребовал, чтобы она приняла новую веру, и решительный отказ боярыни определил ее печальную судьбу

Боярыня и ее сестра Евдокия Урусова были закованы в кандалы и подвергнуты допросу, их братья были сосланы. Через три года, в течение которых сестер содержали то в одном монастыре, то в другом, сестры были подвергнуты пыткам, но остались непоколебимы. Костер для их сожжения уже был подготовлен, но благодаря заступничеству многих бояр казнь была заменена ссылкой в Боровск, где несчастных содержали в земляной тюрьме в тяжелейших условиях. Обе женщины примерно через год умерли от истощения.

В этой печальной истории Щедрина привлек сильный женский характер – по мнению композитора, женские характеры в целом интереснее мужских. Интересной казалась ему и резкая перемена в судьбе – богатая, высокопоставленная женщина, оказалась в Боровском остроге. Кроме того, в произведении затрагивается одна из самых трагических тем русской истории – судьба старообрядцев (эта тема кажется настолько острой, что ни один русский оперный композитор, за исключением

Модеста Петровича Мусоргского, не рискнул к ней обратиться – и вот в XXI столетии это сделал Щедрин. Кто же такие раскольники, кто такая Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия Урусова – мученики, герои или фанатики, слепо державшиеся за уходившее прошлое? Однозначной оценки в опере нет – и, наверное, ее в принципе нельзя дать, слишком уж сложной и противоречивой была эпоха, в которую происходит действие, но культура старообрядцев, в частности – их традиция церковного пения не чужды Родиону Щедрину. С этим пластом русской хоровой культуры композитор соприкоснулся, работая над литургией «Запечатленный ангел», созданной по прочтении одноименного произведения Николая Лескова.

Либретто оперы составил сам композитор, опираясь на «Житие протопопа Аввакума», «Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», а также «Слово плачевное о трех исповедницах», написанное Аввакумом, и его письма к Морозовой. Опора на эти источники позволила создать многогранный образ героини – это и стойкая в своей вере женщина, и любящая мать и сестра (в опере показана смерть сына Морозовой, которая трактуется как убийство: «И послал к Ивану царь лекарей своих с ядами»). Представлена в опере и такая пронзительная историческая деталь: предчувствуя скорую смерть, Феодосия попросила стражника постирать ее рубаху: «Неподобно мне в нечистоте возлежиши в недрах матери своя земли».

С музыкальной точки зрения «голос» старообрядчества – это особая хоровая культура, и «Боярыня Морозова» – это хоровая опера. Количество солистов минимально – Морозова, Урусова, протопоп Аввакум. Хор в опере – подобно баховским пассионам – играет роль и сочувствующего комментатора, и участника событий, своеобразного коллективного действующего лица (например, хор излагает жестокие слова царя). От оркестра композитор отказался, сведя инструментальную часть партитуры к минимуму (труба, ударные, включая литавры).

Опера «Боярыня Морозова» впервые прозвучала в 2006 г. в Московской консерватории. В 2014 г. произведение вошло в репертуар Мариинского театра