Первую попытку создать скрипичную сонату Камиль Сен-Санс предпринял еще в юности – на рубеже 1840-1850-х гг., но произведение, как и многие другие сочинения тех лет, осталось незавершенным. Прошло много лет, прежде чем композитор, будучи уже зрелым и опытным, обратился к этому жанру. Непосредственным поводом можно считать знакомство с бельгийским скрипачом Мартином Пьером Марсиком, с которым композитор встретился во время своего гастрольного тура по Швейцарии в 1884 г. В следующем году он создал Сонату для скрипки и фортепиано № 1 ре минор, посвященную этому музыканту.
Ре-минорная соната обладает чертами, которые типичны для многих крупных инструментальных сочинений Камиля Сен-Санса: масштабность и выверенность формы сочетается с эмоциональной сдержанностью и гибкостью звуковой пластики. Весьма интересно выстроена структура сонатного цикла: формально произведение двухчастно, но в каждой из двух частей выделяются два крупных раздела, различающихся по темпу. Первая часть состоит из Allegro agitato и Adagio, а вторая – из Allegretto moderato и Allegro molto. Таким образом, в построении Первой скрипичной сонаты цикличность сочетается с поэмностью – нечто подобное наблюдалось и в Четвертом фортепианном концерте, одновременно такая структура цикла предвосхищала Симфонию № 3.
Первая часть по своим музыкально-драматургическим принципам перекликается с творениями Людвига ван Бетховена (что встречалось и в некоторых предыдущих произведениях Камиля Сен-Санса, например, в Первой виолончельной сонате). Страстная главная партия характеризуется ритмической свободой, обилием синкоп, частыми сменами размера. Побочная партия отличается исключительной поэтичностью, соприкасающейся с пейзажной лирикой: легкая кантиленная мелодия скрипки непринужденно парит над триольными «волнами» в фортепианной партии. Второй раздел первой части – Adagio – представляет собою аналог традиционных медленных частей сонатных циклов и, казалось бы, он должен быть лирически-умиротворенным, но это не так: композитор идет против традиции – Adagio исполнено беспокойства, оно кажется даже нервным.
Часть вторая исполнена движения. Поначалу будучи умеренным, оно постепенно становится стремительным. Его первый раздел – остроумное скерцо, но перед вторым разделом появляются хоральные гармонии, которые «затормаживают» скерциозное движение. Тема второго раздела в своей простоте кажется сначала неким «механическим упражнением», но ее развитие завораживает регистровыми и фактурными контрастами, введением лирических интонаций. Динамическое нарастание в неудержимом звуковом потоке увлекает к заключительному апофеозу – торжеству мажорного лада, который кажется «заслуженной наградой» после всех тревог первой части.
Французский писатель Марсель Пруст признавался, что именно Первая скрипичная соната Камиля Сен-Санса послужила прототипом того неназванного «музыкального произведения для рояля и скрипки», которое слушает герой романа «По направлению к Свану» из цикла «В поисках утраченного времени».
Соната для скрипки и фортепиано № 2 ми-бемоль мажор создана в 1895 г. Если в Первой сонате, написанной десятилетием раньше, преобладали романтические тенденции, то во Второй в большей степени ощущается неоклассическое начало: четырехчастный цикл выстроен без всякого намека на поэмность, части его обособлены, очертания формы характеризуются классической стройностью. Казалось бы, композитор сознательно задался целью возродить классические идеалы, но облик сонаты не исчерпывается стилизацией – ясные диатонические гармонии сочетаются с обилием неаккордовых звуков и множеством непрерывных модуляций с ритмическим разнообразием, особенно в первой части – Poco allegro. Классические закономерности формы проявляются во второй части – Scherzo – энергичном скерцо, более цельном в ритмическом и тональном отношении, чем первая часть. Трио, четко отделенное от первого раздела, представляет собой трехголосный канон. В третьей части – Andante – неоклассическая стилизация отступает в крайних разделах с их пением скрипки на фоне фортепианных «волн», но возвращается в среднем разделе. Финал – Allegro grazioso – увлекает не столько мелодической выразительностью, сколько подвижностью. В целом Вторая соната представляется менее яркой, чем Первая, однако сам композитор ценил ее больше.
Первое исполнение Сонаты для скрипки и фортепиано № 2 ми-бемоль мажор состоялось в Париже в мае 1896 г., на концерте, посвященном пятидесятилетнему юбилею первого крупного публичного выступления Камиля Сен-Санса. Первым интерпретатором произведения стал Пабло Сарасате, а фортепианную партию исполнил автор. В стихах собственного сочинения, прочитанных на этом концерте, Сен-Санс вспоминал о начале своей исполнительской карьеры, о той стыдливости, которую испытывал он тогда, но заканчивалось стихотворение печальными образами увядших цветов, снега и едва тлеющего в очаге огня.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев