В столице Черноземья завершилась VIII «Воронежская камерата» — фестиваль, который на несколько дней превратил город в магнит для музыкантов, экспертов и поклонников высокого искусства

Дирижирует Клеман Нонсьё
Свыше трёх тысяч зрителей стали участниками большого творческого события в Воронеже. Фестиваль вновь открыл новые имена — смелые, яркие, полные энергии. Пианист Владимир Вишневский, контрабасистка Дарья Чернакова, барабанщик Павел Тимофеев, гитарист Ровшан Мамедкулиев и дирижёр-альтист Максим Новиков уверенно заявили о себе, добавив программе фестиваля свежести, драйва и подлинного артистизма.
Художественный руководитель Воронежской филармонии и фестиваля «Воронежская камерата» Ирина Авралёва неизменно делает ставку на новые исполнительские имена и расширяет художественный формат самого форума.
Ирина Авралёва:
«Ежегодно мы подтверждаем одну неоспоримую истину: музыка прекрасна, многогранна, и в каком бы стилистическом решении она бы не представала перед нами, она всегда вдохновляет, воодушевляет, дарит прекрасные впечатления и эмоции. Каждый год мы стараемся находить какие-то новые ракурсы, форматы, жанры. И новые имена, конечно же, открываем нашей дорогой публике. А так как в этом году состоялся II Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. Рахманинова, то мы, естественно, следили за этим состязанием».
Удостоиться чести выступить на элитарном фестивале камерной музыки досталось триумфатору II Международного конкурса пианистов, дирижёров и композиторов имени С. В. Рахманинова талантливому экстравагантному пианисту Владимиру Вишневскому. Для воронежцев и гостей города Владимир подготовил нетривиальную разноплановую программу, главными героями которой стали И.С. Бах, Ф. Шопен, М. Равель, С.В. Рахманинов и С.С. Прокофьев. Выступление пианиста сопровождали его увлекательные преамбулы к каждому из произведений. А представил нового героя слушателям бессменный и дорогой лектор Воронежской филармонии, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, музыкальный и театральный критик Бронислав Яковлевич Табачников.
Игру Владимира Вишневского характеризует особая страсть и перфекционизм. Исполнять сольную программу каждый раз ответственно. По признанию самого пианиста именно в этом жанре он чувствует себя наиболее органично.

Владимир Вишневский
Владимир Вишневский:
«Чтобы стать музыкантом, недостаточно сидеть за роялем десять тысяч часов. Да, это здорово и необходимо, но надо и брать от жизни все самое интересное, искать новое для себя, удивляться чему-то… Не идти прямым путем. Как только поиск останавливается, у тебя сразу притупляются чувства — и заниматься на инструменте бесполезно. Надо любить музыку и не обращать внимания, если тебе говорят какие-то ужасно обидные вещи. А это бывает очень часто, к сожалению».
Одним из эмоциональных центров «Камераты» стала встреча с легендой российского джаза Даниилом Крамером. Его выступление — это всегда не просто концерт, а творческое откровение, искренний диалог со слушателем.

Даниил Крамер
Даниил Крамер:
«Многие люди не отдают себе отчета в том, что приходят не на жанр, а на личность, которая его представляет. Если пианист будет плохо играть Шопена, то Шопен никому не понравится. Но композитор в этом не виноват. Так же и в джазе… Кто-то видит себя в одном жанре, кто-то — в синтезе. Я отношусь к числу «полиглотов», но у меня нет цели разговаривать на всех известных мне музыкальных языках одновременно. Каждый слышит, как он дышит. Мне кажется, что и российский джаз, и европейский, и американский, достигнув некоего уровня, начали как бы заново накапливать информацию. Когда-то я посмеивался над Майлзом Дэвисом, который незадолго до смерти на вопрос «Каким вы видите будущее джаза?» ответил: «А разве после меня у джаза еще есть будущее?» Но, знаете, пока что он почти прав! Правда, это ни в коем случае не означает, что джаз после Дэвиса остановился. Развитие идет в сторону этнического обогащения. Гораздо резче выделилась джазовая музыка на российской основе, на болгарской, очень легко определить мануш — джаз французских цыган. Европейские джазовые культуры более национально ориентированы, чем американская, и это хорошо. Что касается перспективы, то, пожалуй, мы находимся в нижней точке следующего витка на спирали развития. Джаз заново пойдет вверх. Но будет ли это ренессанс, как с Бахом и Вивальди, или прогресс, не дай Бог, пойдет по пути, по которому шла европейская музыка после 1920-х годов?.. Предсказывать не могу. Но лично я поклонник мелодии, гармонии, рисования картин на сцене».

Дарья Чернакова (контрабас), Павел Тимофеев (ударные)
Вот и в воронежском концерте Даниил Крамер вместе со своими подопечными: джазовой контрабасисткой Дарьей Чернаковой и барабанщиком Павлом Тимофеевым вел искренний и непринужденный диалог с публикой. Музыканты представили вниманию слушателей традиционный джаз, различные виды современной джазовой музыки, классику и «Third stream», так называемое «Третье направление», представляющее собой органичный сплав современной академической музыки и джаза. Каждая из прозвучавших композиций действительно была подобна звуковой картине со своей атмосферой и внутренним духовным настроем. Даниил Крамер своим присутствием олицетворял на сцене радость, любовь и счастье.
Не стал исключением и новый формат фестиваля, представленный в Центре креативных индустрий «Матрешка» — «Музыка немого кино». В воображаемое путешествие во времени зрителей пригласил джазовый пианист-виртуоз Александр Маслов, под чьи фееричные импровизации на экране оживал блистательный американский актёр Бастер Китон.

Александр Маслов
Александр Маслов:
«Мне кажется, сейчас особенно прекрасно вспомнить жанр немого кино, которое озвучивали многие выдающиеся музыканты, в том числе Дмитрий Шостакович. Творчество Бастера Китона я открыл для себя недавно. Как актер он совершенно не уступает Чаплину – просто невероятный трюкач и каскадер! И сегодня «Шерлок Младший», снятый в 1924 году, смотрится свежо и оригинально. Думаю, что в сопровождении фортепиано этот фильм ещё более аутентичен, нежели в сопровождении полноценного оркестра. Я очень рад, что музыка настолько грамотно подобрана, скомпонована и так дополняет картинку. И это очень важно для зрителя, чтобы он учился видеть картинку в музыке».
Французский дирижер, лауреат I Международного конкурса пианистов, дирижёров и композиторов им. С.В. Рахманинова Клеман Нонсьё дебютировал с Воронежским академическим симфоническим оркестром. В столице Черноземья на VIII Международном фестивале «Воронежская камерата» Нонсьё представил на суд публики яркую разноплановую программу, составленную из лучших образцов музыкальной классики, связанной с темой солнечной Италии.
Вслед за оптимистичной увертюрой Джоаккино Россини к опере «Синьор Брускино» прозвучала Четвертая «Итальянская» симфония Феликса Мендельсона, а завершила вечер симфония с солирующим альтом «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза (партия альта — Максим Новиков). Выступление дирижера превратилось в триумф харизмы: его лёгкость, артистичность и тонкое чувство музыкальной драматургии покорили зал с первых же минут дирижирования Воронежским академическим симфоническим оркестром.

Клеман Нонсьё
Клеман Нонсьё:
«Я нахожу в этой программе особое вдохновение. Мне хотелось передать больше солнечного настроения в каждом из произведений. Для концерта это особенно живо и разнообразно. Мендельсон и Берлиоз восторгались Италией. Она тоже созвучна моей душе. Я чувствую себя там тоже как дома. Ведь в моих жилах течёт итальянская кровь, мои корни тоже из этой страны. Я владею итальянским. В Италии люди очень спонтанные, как и в России. Мне кажется, эти две страны, две культуры в чем-то даже схожи».
Клеман Нонсьё создал на сцене настоящий праздник музыки! Его искрящаяся энергия, оптимизм и улыбка вдохновили не только музыкантов, но и зрителей. Молодой обаятельный француз сразу влюбляет в себя, его безукоризненное и предельно точное следование музыкальному материалу открыло новые грани звучания партитур.
Клеман Нонсьё:
«Для меня камерная музыка должна быть везде: важно слушать друг друга, в том числе в большом симфоническом оркестре. Когда я дирижирую какое-то крупное оркестровое произведение, то всегда пытаюсь создать особую камерную атмосферу. А если этого не происходит, тогда вообще о какой художественной сути произведений может идти речь? В работе с Воронежским академическим симфоническим оркестром я настаивал на этой необходимости. Если мы стремимся достичь гибкости и тонкости в процессе музицирования, то необходимо слушать друг друга. Процесс репетиции в данном случае обстоит гораздо проще. Когда ты работаешь с оркестром, не нужно говорить много слов музыкантам. Им и так все понятно по вашей дирижерской технике, что именно следует делать – главное стремиться к аккуратности и балансу. Ведь мы ищем звук и формируем атмосферу сотворчества вместе».
Музыканты Воронежского оркестра прониклись искренней любовью и восхищением в работе с Клеманом Нонсьё — это, прежде всего, внимание к штрихам и деталям, способность делать одно общее музыкальное дело. Высокий художественный результат стал залогом усердных продолжительных репетиций.
Публика долго не отпускала заморского гостя и дождалась щедрого биса — композиции для альта с оркестром «Mirando al Mar» современного итальянского композитора Роберто ди Марино (соло на альте — Максим Новиков).
Это сочинение стало своеобразным «мостиком» к финальному аккорду фестиваля, когда прозвучали две мировые премьеры Роберто ди Марино. Его Двойной концерт для альта, гитары и струнного оркестра и Suite di Personaggi покорили воронежцев смелостью и оригинальностью музыкального языка, гармонией и эмоциональным настроем.

Ровшан Мамедкулиев (гитара), Максим Новиков (альт)
В концерте приняли участие лауреаты международных конкурсов Ровшан Мамедкулиев (гитара) и Максим Новиков (альт), который также дирижировал струнной группой Воронежского академического симфонического оркестра.
Ровшан Мамедкулиев:
«Я впервые играю Двойной концерт для альта, гитары Роберто ди Марино именно со струнным оркестром, раньше был опыт исполнения этого произведения с бандонеоном. Музыка довольно мелодичная. Мне кажется, стилистически она больше относится к концу XIX века. С альтом взаимодействовать в каком-то смысле проще, чем с бандонеоном, у которого более резкая атака звука. Интересно сыграть другие произведения Роберто ди Марино, у него есть, например, гитарный концерт. Современная музыка воспринимается, в первую очередь, в контексте авангарда или специфических стилей с обилием шумовых эффектов».
Впервые музыкальную палитру VIII «Воронежской Камераты» украсил деловой форум, собравший более 900 профессионалов индустрии. Мастер-классы в филармонии, специальной музыкальной школе и колледже имени Ростроповичей превратили фестиваль в пространство общения, обмена опытом и рождением новых ярких проектов.
Фестиваль, прошедший при поддержке Министерства культуры Воронежской области, вновь подтвердил статус одного из ключевых культурных событий региона. «Воронежская камерата» — это территория творчества, где искусство живёт здесь и сейчас, вдохновляя и объединяя.
Фото предоставлены пресс-службой Воронежской филармонии
Автор фото — Наталья Коньшина

Пока нет комментариев