А.Хачатурян. Балет "Гаянэ"В СССР довоенной поры установилась традиция – время от времени проводить декады искусства различных союзных республик. В 1939 г. страна готовилась к декаде искусства Армении, и для этого армянскому композитору Араму Ильичу Хачатуряну был заказан балет. Назывался он «Счастье», а сюжет был вполне традиционен для той эпохи: счастье советских людей, борьба с врагами советской власти… Это был первый образец армянской музыки в жанре балета, к созданию его композитор подошел очень ответственно – весной и летом 1939 г. он собирал музыкальный материал в Армении. Балет имел успех – хотя и был не лишен недостатков: критики отмечали (и композитор был склонен с ними согласиться) слабость драматургии – и сценарной, и музыкальной. Вот почему позднее Хачатурян принял решение переработать балет.

Новое либретто написал театровед К.Державин, а Хачатурян, устранив недостатки, сохранил все лучшее, что было в «Счастье». В результате получилось новое произведение, получившее заглавие «Гаянэ» – по имени главной героини. Работа над «Гаянэ» шла в 1941-1942 гг… сама идея – писать балет во время войны – могла показаться странной, но Хачатурян так не считал: он считал «Гаянэ» патриотическим произведением, выражающим идею всенародного единения и преданности родине. Реалии времени нашли отражение и в новом либретто: в финале Казаков – начальник погранзаставы – уходил со своим отрядом на фронт. Поднималась в балете и идея дружбы народов перед лицом общего врага: из трех пар, счастливо соединяющихся в финале, две оказывались интернациональными: армянка Гаянэ и русский Казаков, армянин Армен и курдская девушка Айша.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти