Редко исполняемая работа советского композитора Галины Уствольской с необычной оркестровой партитурой буквально несла в себе заряд энергии и стала гвоздём программы в Королевском Альберт-Холле (Лондон).
Валерий Гергиев, как дирижёр Лондонского симфонического оркестра, и Владимир Юровский, дирижёр Лондонского филармонического оркестра, в последнее время балуют английскую столицу музыкальными произведениями советских авторов. Тем не менее для слушателей стала откровением бесспорная оригинальность драматической Третьей симфонии Галины Уствольской на концерте Мюнхенского филармонического оркестра под управлением нового директора Гергиева.
Симфония Уствольской – одна из трёх одночастных симфоний с оригинальной партитурой, написанная в 1980-х, использующая пронзительную аранжировку религиозных текстов XI века, из которых взято другое название симфонии – «Иисусе Мессия, спаси нас!». Но, на мой взгляд, в этой работе нет ничего богомольного или особенно религиозного.
Напротив, её напор заставляет вспомнить экзистенциальный «голос из чёрной дыры», как Уствольская сама называла свою Вторую симфонию. Неважно, против чего кричит это голос, против Советов или против самого существования, но сила его прямого воздействия ошеломляет. Неумолимое напряжение, создаваемое превосходной и слаженной работой пяти гобоев, бас-труб, контрабасов, а также тромбонов, труб и ударных и атмосферным исполнением текстов Алексеем Петренко, ощущается почти что физически.
Гергиев включил эту удивительную симфонию в концерт традиционных, классических работ ХХ века, начиная с Болеро Равеля и заканчивая сюитой из «Кавалера розы» уроженца Мюнхена Штрауса. Наибольшее впечатление произвёл на слушателей пианист из Узбекистана Бехзод Абдураимов и его блистательное исполнение Третьего концерта для фортепиано Рахманинова. Но даже он не смог превзойти симфонию Уствольской.
Текст – Мартин Кеттл
Перевод – Ольга Чубенко
Фотографии – Крис Кристодулу, BBC
Пока нет комментариев