Впервые за 120 лет в Японии исполнены фрагменты балета «Даита» Георгия Конюса, который стал первым обращением русского композитора к японской теме, сообщила РИА Новости организатор концерта «Япония — Россия: музыкальный мост» Юлия Лев.

Концерт проекта «Япония — Россия: музыкальный мост», построенного на взаимосвязи музыкальных культур двух стран, с участием российских и японских музыкантов проходит в японском городе Такасаки уже в третий раз. Но в этом году при подготовке концерта обнаружилось несколько символических совпадений, которые делают его неповторимым.

«В русской музыке есть произведения, которые написаны под влиянием японской культуры. И наоборот, в Японии русская музыка популярна, и японские композиторы не раз обращались к русской теме. Когда мы делали первый «Мост» два года назад, программа казалась настолько ёмкой, что мы не думали о возможности продолжения. Но занимаясь этим проектом, мы с радостью для себя обнаруживали всё новые произведения и взаимовлияния в музыкальных культурах двух стран, поэтому в этом году мы проводим уже третий концерт», — рассказывает Юлия Лев, организатор и участник концерта.

Главным в концерте стало открытие для Японии произведения русского композитора Георгия Конюса — балета «Даита», в основу либретто которого легла японская легенда, а в музыке впервые были использованы японские мелодии.

На фоне увлечения японским искусством, захлестнувшим Европу и Россию в конце XIX века, в 1896 году Конюс написал этот балет. Он был поставлен на сцене Императорского Большого театра, однако ухудшение отношений с Японией, а затем и русско-японская война сделали само упоминание о нем «неполиткорректным».

«Балет был забыт, а ноты считались утерянными. Совершенно случайно в интернете я нашла несколько отрывков из его партитуры. Я была потрясена этим совпадением — ноты нашлись как раз в год 120-летия произведения, который и станет годом его первого исполнения в Японии», — сказала Юлия Лев.

В концерте прозвучит также цикл «Песни русской куклы» Косаку Ямады — основоположника японской классической музыки. Каждая песня названа по-русски: «Ведро», «Девушка», «Няня», а в тексте использованы русские слова.

Постоянный участник проекта, виолончелист Симфонического оркестра префектуры Гумма Леонид Гульчин добавляет, что в концерте есть еще одно совпадение дат.

«Это цикл Дмитрия Шостаковича «Шесть песен на стихи японских поэтов», написанный им в молодости по мотивам японской поэзии. Песни посвящены теме любви и смерти. До сих пор остается загадкой авторство этих стихов. По мнению японских специалистов истории музыки, цикл полностью никогда не исполнялся в Японии до сегодняшнего дня — дня, когда мировая музыкальная общественность отмечает 110 лет со дня рождения великого композитора», — сказал музыкант.

РИА