Премьера спектакля «Октябрь ..17», поставленного по мотивам оперы Вано Мурадели «Октябрь» прошла в зале Тенишевского училища в Санкт-Петербурге — сейчас это учебный театр Российского государственного института сценических искусств.

Октябрь

Фото предоставлено пресс-службой театра «Санктъ-Петербургъ Опера»

Режиссер-постановщик, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ опера» Юрий Александров выбрал площадку не случайно: во-первых, в спектакле, помимо артистов театра, задействованы студенты института сценических искусств. А во в-вторых, публику пригласили в зал, где впервые  увидел свет «Балаганчик» Блока, где учились Мандельштам и Набоков — совсем «несоветские» авторы, составившие тем не менее славу русской литературы.

Эту амбивалентность событий, происходящих сто лет назад, и двойственность нашего к ним отношения режиссер Александров решил весьма выразительно. Ультрасоветскую оперу Мурадели, написанную в 1961 году, он насытил вполне полемическим содержанием, в частности, стихами поэтов Серебряного века (Гиппиус, Северянина, Ахматовой и других), которые читают студенты. Увидевшая свет лишь на сцене Большого театра в начале 60-х, опера «Октябрь», по мнению Юрия Александрова, незаслуженно попала в разряд «второсортных». После злополучного партийного постановления 1948 года, обвинявшего Мурадели в формализме, крупные произведения этого автора театры предпочитали не ставить. Так композитор, будучи прекрасным мелодистом и интересным аранжировщиком, оказался задвинут на задний план.

Как показал спектакль Александрова, совершенно напрасно. Постановщик убрал из либретто сцены с поющим Лениным в Разливе, сократил хоры революционных матросов. В результате нам явили очень внятную и волне человеческую историю. Сестра милосердия, славная девушка Марина (Софья Некрасова) любима белым офицером Масальским (Всеволод Калмыков), но сама пленилась большевиком, агитатором Андреем (Алексей Пашиев). И пока мужчины бьются за власть, решая судьбы страны, она гибнет, закрывая своим телом любимого.

Массовые сцены с матросами, анархистами, мародерами, фабричными девчонками и завсегдатаями кабаре создают абсолютно достоверную картину взвихренного времени, в котором обычному человеку так трудно найти окончательную правду. А прочувствованная линия белого офицерства, усиленная в спектакле сценами сна Масальского, где он видит себя ребенком, добавила этому зрелищу, нарочито плакатному по оформлению, и психологизм, и объем. Режиссер переставил музыкальные куски, насытил либретто вставными номерами, но не исказил сути произведения. В сущности, нам явили трагедию двух Россий: бедной, угнетенной России низов, которые уже не желают жить по-прежнему, и России, которую мы потеряли .

Спектакль «Октябрь ..17», по замыслу режиссера, станет продолжением оперного триптиха. Первые его части — «Крым» на музыку Мариана Коваля и «Молодая гвардия» Юлиана Мейтуса — увидели свет в прошлых сезонах. Вся историческая оперная трилогия ориентирована прежде всего на молодого зрителя.

rg.ru