В наши дни стало модно говорить об универсальности артиста. Все стремятся быть и актёрами, и режиссёрами, и певцами; пианисты встают за дирижёрский пульт, певцы ведут телепередачи – и всё это активно пропагандируется через СМИ. Но действительно ли артист, успешный в одном жанре, с лёгкостью может переквалифицироваться в артиста другого жанра? Предлагаю вам поразмышлять об этом на примере новой концертной программы «Два портрета» Хиблы Герзмавы.

Новой концертная программа «Два портрета» Хиблы Герзмавы

Хочу сказать, что данная статья не является объективной рецензией, потому что таковой не задумывалась, и выражает моё субъективное мнение.

Концерт этот в Москве ждали. Подтверждают это полный аншлаг и большое количество знаменитостей, которые присутствовали на концерте и делились потом в социальных сетях впечатлениями и фото. Ждала его и я. И, в первую очередь, мне хотелось услышать джаз в исполнении легендарной оперной дивы, так как было очень интересно, действительно ли артистка может сочетать в себе две ипостаси: оперную диву и звезду джаза?

Первое отделение концерта – первый «портрет» певицы – было посвящено академической музыке. Хибла Герзмава исполняла арии из опер Дж. Верди, Г. Доницетти, Ф. Чилеа, Дж. Россини, Дж. Пуччини, В. Беллини. Все мы, думаю, прекрасно знаем, как великолепно Герзмава исполняет оперные арии, как тонко чувствует мельчайшие нюансы музыки, как выразительна её актёрская игра, как нежен и прекрасен голос.

Бриллиантом первого отделения стала ария Анны Болейн из одноименной оперы Г. Доницетти. Недавно Хибла Герзмава стала первой русской исполнительницей партии Анны в знаменитом театре Ла Скала, и вот московской публике довелось заполучить кусочек этого итальянского триумфа. Её исполнение пробирало до мурашек! Неземной голос певицы в сочетании с декорациями в виде звёздного неба создавали ощущение, что мы действительно в космосе.

Дирижировал Государственным симфоническим оркестром России им Е. Ф. Светланова друг певицы, итальянский дирижёр, обладатель премии «Грэмми» Марко Армильято.

Во время антракта я погуляла по холлам концертного зала и послушала разговоры зрителей. Как ни странно, людям первое отделение не понравилось. Оно казалось нудным, скучным, и всё ждали второго. Мне хоть и понравилось, но я также ждала второго отделения.

И вот, наконец, прозвенел третий звонок, в зале потух свет, и на сцену вышел Сергей Жилин – дирижёр второго отделения концерта, посвящённого джазу, и его знаменитый оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз». Каково же было моё удивление, когда на сцену выскочила, задрав юбку, госпожа Герзмава и вновь запела академически поставленным голосом – но уже джазовые композиции.

Так мы прослушали Summertime Дж. Гершвина, Fly Me To The Moon Б. Ховарда и Smile Ч. Чаплина. Но когда на сцену вышел Иосиф Кобзон и зазвучали «Подмосковные вечера», я просто опешила… Какое отношение имеют Кобзон и песня В. Соловьева-Седого к джазу? Но ответить на эти вопросы было некому, а концерт тем временем продолжался.

Скажу честно, что к российской эстраде я отношусь отрицательно. Она мне не нравится, и я считаю, что, в большинстве своём, она опошляет культуру популярной музыки. Да-да, культуру. Потому что на Западе это действительно сложившаяся и самобытная культура. Именно поэтому я никогда не могла подумать, что мне будут симпатичны как певицы Лариса Долина и Лайма Вайкуле. Однако на фоне своей коллеги из академической музыки они слушались и стильно, и ритмично – чего не доставало Хибле Герзмаве, особенно в джазовых композициях.

Новой концертная программа «Два портрета» Хиблы Герзмавы

Дело в том, что в джазовой музыке, в первую очередь, важно чувство ритма, а точнее, свинга (свинг – ритмический рисунок, в котором в двух одинаково записанных нотах по умолчанию первая играется длиннее второй). Ощущение свинга – это основа всей джазовой музыки. Есть популярная композиция Дюка Эллингтона, которая увековечила это правило, она так и называется: «Без свинга нет джаза». Что касается стиля, то здесь тоже имеют место оговорки: у каждой певицы свой индивидуальный стиль, постановка и тембр голоса. Однако ни один джазовый исполнитель, который добился мирового признания, не исполнял популярную музыку в академической манере пения. Не грешил этим даже Фрэнк Синатра, у которого многие западные исследователи отмечают «классическую» постановку голоса. Но разве, когда он исполняет свои хиты, мы слышим академический вокал?

Дело в том, что академическая постановка голоса идёт полностью вразрез с эстрадной музыкой. Эстраду – а в данном случае джаз – нельзя петь так же, как классику, в той же манере, так же как не следует сравнивать эти два музыкальных стиля.

Я уже не хочу вдаваться во все подробности второго отделения концерта «Два портрета» Хиблы Герзмавы, скажу лишь, что заявленное не соответствовало реальности и, более того, смахивало на концерт российской эстрады в духе «сборная солянка», подобно тем, которые проходят в Кремлёвском дворце на День нефтяника или в юбилей какого-нибудь эстрадного артиста. Например, бесконечное признание в любви каждому из приглашённых артистов и воспевание им таких же бесконечных дифирамбов.

Большинству зрителей второе отделение концерта, конечно, понравилось, но были и возмущённые неожиданным репертуаром, некоторым музыкальным «легкомыслием» оперной примы. Высказывались даже мнения, что таким образом госпожа Герзмава собирается на оперную пенсию.

Завершая свой рассказ, отмечу, что мне хотелось не уличить в незнании или неумении великую певицу, а на примере данного концерта ещё раз подчеркнуть тот факт, что не всегда артист, который проявляет себя великолепно в одном жанре музыки, способен так же великолепно проявиться в другом, как может кому-то показаться, более лёгком жанре музыки. Универсальность в таком нелёгком деле, как вокальное исполнительство, встречается крайне редко – начинающим и будущим певцам всех жанров необходимо всегда об этом помнить и не стремиться заниматься не своим делом, дабы не страдало искусство.

 

Все права защищены. Копирование запрещено