– Что это наша прима так разбушевалась? Ей же после спектакля десять корзин роз принесли!
–  Но она-то заплатила за двенадцать!

* * *

После премьеры балета герой обращается к держащей в руках охапку цветов партнерше:
–  К чему слезы, Верочка? Столько цветов! Такие аплодисменты! У вас колоссальный успех!
–  Да, но ведь и у вас тоже!

(Из анекдотов балетного закулисья)

 

¦ж¦-¦¦TВTЛ-1Бывая в театре, можно наблюдать, как артистам в конце спектакля  дарят  цветы. Преподносят их (кидают к ногам) сами зрители или выносят на сцену капельдинеры. В драматических театрах – это, как правило, букеты, в музыкальных и на эстраде – целые охапки.

Традиция дарить артистам цветы зародилась в России давно – более 160 лет назад. Ее «завезли» к нам итальянские певцы, о чем журнал «Современник» в своем «Театральном обозрении» писал: «Со времени Рубини и Гарции (итальянские певцы – В.М.) в Петербурге истреблено великое множество камелий, садовники начинают наживаться… воспитание камелий сделалось доходным ремеслом».

В романе  А.И. Гончарова «Обломов», который был написан в 1859 году, есть такая сценка.

Первого мая в Екатерингофе (так назывался загородный парк в западной части Петербурга – В.М.) ежегодно устраивались народные гулянья «по случаю весеннего возрождения природы», на которые собиралось столько людей, что, по словам поэта Хвостова, «в свете первая столица на мая первое число пуста, как в жатвы день село…».

Забежавший к Обломову его приятель Волков приглашает Илью Ильича поехать на эти гулянья… и как бы между прочим сообщает, что там будут Горюновы. Обломов удивляется:

– Что вам дались Горюновы?
– Ах! – вспыхнув, произнес Волков, – сказать?
– Говорите!
– Вы никому не скажете – честное слово? – продолжал Волков, садясь к нему на диван.
– Пожалуй.
– Я… влюблен в Лидию, – прошептал он.
– Браво! Давно ли? Она, кажется, такая миленькая.
– Вот уж три недели! – с глубоким вздохом сказал Волков. – А Миша в Дашеньку влюблен.
–  В какую Дашеньку?
– Откуда вы, Обломов? Не знает Дашеньки! Весь город без ума,
как она танцует! Сегодня мы с ним будем в балете; он бросит букет. Надо его ввести: он робок, еще новичок… Ах! ведь нужно ехать камелий достать…

В последней реплике дается характерная примета быта петербургского светского общества середины XIX века – подношение любимым артисткам цветов.

Надо сказать, что цена наиболее роскошных букетов доходила в те годы до 25 рублей. Для сравнения скажу, что директор гимназии получал ежегодно 225 рублей жалованья и на него он мог содержать семью в 5 человек плюс кухарка и прислуга.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти