Photo Credit: Dee Conway

Photo Credit: Dee Conway

Последний из балетов, созданных Игорем Федоровичем Стравинским, был назван греческим словом – «Агон». Переводят это заглавие по-разному – «соревнование», «спор», «борьба», «состязание», «игра», «агония» даже… о правильности или неправильности того или иного перевода рассуждать достаточно сложно – ведь какого-либо определенного сюжета это произведение не имеет. Впрочем, для творчества Джорджа Баланчина – а именно для его труппы создавал композитор эту балетную музыку – бессюжетность и предельная условность балетных постановок была типичной чертой.

«Агон» – это последний балет И.Ф.Стравинского, созданный в возрасте весьма почтенном. В пору работы над ним композитор был увлечен додекафонией, в частности – музыкой А.Веберна, и это сказалось на музыкальном языке произведения. Состоит балет из четырех частей, и в основе каждой из них лежит серия, состоящая из четырех звуков: ми-бемоль – ре – фа – ми. На ее основе строятся все разделы произведения, среди которых есть и тональные – например, вступление (Па-де-катр), в котором эта серия впервые возникает, и атональные, серийные, в котором данная серия порождает додекафонические (двенадцатиступенные) построения (в частности, Гальярда). Главная серия становится для композитора своеобразным «микроладом», на основе которого возникают и остинатные построения, и полифонические преобразования, и даже трезвучия. Тональность и атональность оказываются в своеобразном диалектическом «единстве и борьбе противоположностей» – но преобладает в этом соотношении все-таки тональность, более типичная для И.Ф.Стравинского.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти