30-е гг. XIX столетия – время, когда Роберт Шуман был молод, полон творческих сил, надежд и энтузиазма. Именно в этот период создал он множество фортепианных произведений, и одним из высших его достижений в этой области явился цикл «Крейслериана», написанный в 1838 г.

Название цикла отсылает к произведению Эрнста Теодора Амадея Гофмана, имеющему подзаголовок «Фантазии в манере Калло». Этот немецкий писатель-романтик был чрезвычайно близок Шуману по духу. Примечательно, что тема музыки играла весьма важную роль в его творчестве: музыкант был героем его первого творения – новеллы «Кавалер Глюк», а в «Крейслериане» – одном из ранних произведений Гофмана – писатель создал образ, ставший традиционным для искусства романтизма: музыкант Иоганнес Крейслер – талантливый человек, живущий одним только возвышенным искусством, и такой личности нет места в затхлом мирке филистерства. Этот герой – своеобразное alter ego писателя – появится позднее в другом его произведении, романе «Житейские воззрения кота Мурра». В «Крейслериане» образ его раскрывается в сопоставлении с тем миром, который не может его принять – где дрессированная обезьяна с ее ловкими пальцами может прославиться как музыкант, а концерты воспринимаются как повод встретиться и поговорить с приятелем. Подобные сатирические зарисовки, исполненные едкой иронии в адрес современников, соседствуют с новеллами, раскрывающими внутренний мир вдохновенного художника.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти