Продолжение.

Benois gala

photo by M.Logvinov

На следующий вечер, 18 мая, на сцене Большого царил исключительно Шекспир и его герои.

Признаюсь, я давно ждала того счастливого момента, когда торжественные гала-концерты на Исторической сцене Большого театра обретут тематическую форму, которая представит многообразие хореографических решений во времени и культурах. В режиссировании таких мегаэнциклопедических гала-концертов бесспорным мастером мирового масштаба является все тот же Джон Ноймайер, который как настоящий художник (с немецкой точностью и американским размахом) ежегодно выстраивает многочасовые гала в честь своего кумира – Вацлава Нижинского, создавая захватывающую по цельности картину танцевальных идей, героев и исполнителей на заданную им тему. 400-летие Шекспира вдохновило организаторов Международного фестиваля «Бенуа де ла Данс» на этот принципиальный качественный шаг в развитии фестиваля. Можно поспорить с выбором названия фестиваля – «Шекспир глазами хореографов» (сам собой напрашивается каламбур: «…и ногами танцовщиков»), логичнее было бы назвать его «Шекспир в танце», но это уже из области пожеланий. Важно, что зритель получил не просто возможность увидеть героев Шекспира на сцене, а уникальный шанс самообразования, и смог оценить столь разные по хореографии, идеям и исполнительской манере образы шекспировских героев. Принцы и принцессы, короли и королевы, со шпагами и без оных шли на смерть за любовь и веру.

Где и в каком концерте могли быть представлены сразу четыре (!) хореографические версии темы «Ромео и Джульетта», поставленные с 1940 года и вплоть до начала 2000-х.

Romeo and Juliet Soboleva Lebedev 18.5.16

photo by M.Logvinov

 

Старейшую из версий этой любовной темы представляла хореография Леонида Лавровского в исполнении Анастасии Соболевой и Виктора Лебедева, солистов Мариинского театра. Впрочем, здесь уточним сразу: хореография была слегка «тюнингована» к нашему времени.

 

 

Romeo and Juliet 29 Shalkina Favreau photo by M.Logvinov 18.5.16

photo by M.Logvinov

 

Настоящим приветом из диких 60-х годов – эпохи сексуальных революций в Европе и Америке – выглядели «Ромео и Джульетта» в хореографии Мориса Бежара на музыку Дюка Эллингтона в исполнении Катерины Шалкиной и Жюльена Фавро, солистов Балета Бежара в Лозанне.

 

 

Romeo and Juliet 314 Caussin Shtylla photo by M.Logvinov 18.5.16

photo by M.Logvinov

Хореография француза Анжелена Прельжокажа (лауреата «Бенуа де ла Данс» 1994 года), исполненная Виржини Коссен и Реди Штылла – солистами его театра – была создана в последний год прошлого столетия, хотя поднятые в протесте руки с сжатыми кулаками у Ромео и Джульетты напоминали руки танцовщиков еще в самой первой постановке «Весны священной» Вацлава Нижинского, подчеркивая идею животной страсти. Но новое время определяет и новые гендерные отношения: здесь тон задает уже не брутальный Ромео, а раскрепощенная Джульетта, которая откровенно соблазняет своего возлюбленного (мог ли себе это представить Шекспир 400 лет назад? Как знать…).

 

Romeo and Juliet 211 Kida Lomuljo photo by M.Logvinov 18.5.16

photo by M.Logvinov

Вероятно, развитие темы женской эмансипации в Швеции (есть версия, что это были протестные акции женщин-мусульманок в Европе) побудило Матса Эка (лауреата «Бенуа де ля Данс» 2006 года) даже изменить шекспировские приоритеты в титуле своего балета 2013 года: на первое место он вывел Джульетту, а музыкальное предпочтение отдал П. Чайковскому вместо партитуры С. Прокофьева. Солисты Шведского королевского балета Марико Кида и Энтони Ломульо станцевали сцену встречи влюбленных восхитительно легко, искренне и буквально паря на крыльях чувств: они смогли передать именно момент зарождения любви через удивление, восхищение, открытие друг друга и рождение взаимности. Джульетта и Ромео были настолько узнаваемы, будто вышли из соседнего подъезда, из мегаполиса одиночек, а найдя взаимность, боятся поверить в это чудо. Любовь переворачивает сознание героя – Ромео, будто заколдованный, пускается в сомнамбулический бег по кругу спиной вперед…

 

Тема «Отелло» также была представлена в разных версиях:

Othello 012 Laudere Jung photo by M.Logvinov 18.5.16

photo by M.Logvinov

 

в хореографии Джона Ноймайера на музыку А. Пярта (ее исполнили Анна Лаудере и Карстен Юнг, солисты Гамбургского балета, Карстен Юнг – лауреат «Бенуа де ла Данс» 2012 года)

 

 

 

Othello 55 Jaiani Calmels photo by M.Logvinov 18.5.16

photo by M.Logvinov

 

и в хореографии Лара Любовича, лауреата «Бенуа де ла Данс» 2012 года, на музыку З. Голденталя – в исполнении солистов Балета Джоффри Виктории Джаяни и Фабриса Кальмеля.

 

 

Первый дуэт восхищал своей текучестью и откровенной физиологичностью: акт первой близости Дездемоны и Отелло предстал здесь в форме чувственного раскручивания героиней набедренной повязки с тела Карстена Юнга, по каждому мускулу которого можно было изучать образцовое строение тела – инструментария танцовщика. Во втором дуэте любовная страсть и смерть предстали как два пограничных состояния умирания любви, а узел белого платка Отелло ставил финальную точку в судорогах Дездемоны. Накал трагизма был такой силы, что зал не то вздрогнул, не то сочувственно ахнул!

Гамлетовская тема удачно диссонировала с трагизмом «Отелло» своим позитивным настроем, представленным так же в двух фрагментах разных хореографов.

Hamlet 28 Shalkina Favreau photo by M.Logvinov 18.5.16

photo by M.Logvinov

 

Морис Бежар поставил своего «Гамлета» в 1960 году, дорабатывая эту тему в 1970 и 1980-е годы. На вечере в Москве более позднюю версию исполнили Катерина Шалкина и Жюльен Фавро.

 

 

 

Hamlet 109 Azzoni Riabko photo by M.Logvinov 18.5.16

photo by M.Logvinov

 

Второй фрагмент был показан в хореографии Джона Ноймайера в исполнении Сильвии Аццони и Александра Рябко (1985 г., новая редакция 1997 г.).

 

 

 

Это были две совершенно разные зарисовки из жизни Гамлета: Гамлет Фавро уже владеет шпагой, Гамлет Рябко – юный ученик, наш современник, только открывает мир, и 38-летний Рябко мастерски создает образ задорного, где-то даже неуклюжего и неопытного подростка. Особое впечатление на меня произвел показанный перед бежаровским «Гамлетом» отрывок видеобалета, где сам маэстро Бежар исполнял роль Гамлета. По всей видимости, это был фрагмент фильма, снятого в начале или середине 60-х годов. И это был как раз тот случай, когда дело не в техники исполнения, а в художественности решения: близость в кадре бокала вина и черепа Йорика в сочетании с живым танцем великого хореографа была столь фрагильной и одновременно фатальной, будто в кадре навсегда остался только танец как жизнь, и сама вечность летит в прыжках-жете сквозь вращающиеся стойки флюгера «Быть или не быть», как бесконечное испытание и искушение художника и танцовщика одновременно. Эти удивительные по своей простоте постановочные кадры выглядели особенно впечатляюще.

As You Like It 05 Azzoni Riabko photo by M.Logvinov 18.5.16

photo by M.Logvinov

 

Гротескности Шекспира тоже отдали дань. Гамбургский дуэт Аццони-Рябко в ноймайеровской постановке «Как вам это понравится» на музыку Моцарта на одном дыхании и с виртуозной техникой загипнотизировал зал, будто ожившая пара с картин Ватто – пир чувств и атмосфера куртуазной эпохи царили в их исполнении!

 

 

Комедийную линию на вечере развили два фрагменты из балета «Укрощение строптивой» в хореографии художественного руководителя Королевского балета Монте-Карло Жана-Кристофа Майо (лауреата «Бенуа де ла Данс» 2008 года).В первом отделении это был дуэт солистов Большого театра Ольги Смирновой и Семена Чудина (оба также являются лауреатами «Бенуа де ла Данс» 2013 и 2011 годов). А во втором отделении Екатерина Крысанова (лауреат приза «Бенуа-Москва-Мясин-Позитано» 2016 года) и шесть солистов Большого исполнили свой танец в финале гала-концерта, поставив даже не точку, а восклицательный знак!

Шекспир на сцене – бесконечная тема. Вслед за театральными режиссерами, которые почти два столетия экспериментируют с образами великого Уильяма, оперная сцена и кинематограф успешно освоили шекспировские образы. Не менее активны в обращении к Шекспиру и хореографы – как прошлого, так и настоящего. Джон Ноймайер, например, посвятил шекспировским героям шесть балетных спектаклей. А о популярности темы «Ромео и Джульетты» в балете свидетельствует описание 13 версий (!) хореографов разных стран. 24-й фестиваль мирового балета «Бенуа де ла Данс» стал настоящим праздником балетных гурманов. И мы уже предвкушаем события будущего года – года 25-летия учреждения приза, увлекательную программу и открытие новых звездных имен.