ZigfridОпера «Зигфрид», ставшая третьей частью тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга», имела самую сложную и парадоксальную судьбу из всех частей этого произведения – и, пожалуй, из всех опер композитора вообще. Сюжет о Зигфриде – герое, который воплощает, по словам Р. Вагнера, «олицетворенную свободу» – был исходной точкой замысла «Кольца нибелунга», оперу о нем Р. Вагнер начал создавать в первую очередь – но именно работа над «Зигфридом» затянулась на долгие годы, автор неоднократно переделывал либретто и завершил оперу только в 1871 году, работая одновременно над четвертой частью – «Гибелью богов».

Образ Зигфрида в опере Р. Вагнера перекликается не столько с немецкой средневековой «Песнью о Нибелунгах», сколько с более ранним воплощением этого сюжета в скандинавских преданиях: Зигфрид «Песни о Нибелунгах» – королевский сын, воспитанный в лучших традициях рыцарской культуры, Зигфрид (Сигурд) «Эдды» и «Саги о Вельсунгах» – как и в опере – воспитан кузнецом в лесу. В понимании древнего человека лес был сродни потустороннему миру, а кузнец – чародею, для Р. Вагнера же – композитора эпохи романтизма – выросший вдали от людей герой становится порождением мира природы, чистым, благородным и не ведающим страха, не случайно образы природы играют в опере большую роль.

После лирико-драматической «Валькирии» третья часть тетралогии – вновь опера эпическая: события развиваются медленно, диалогические сцены неторопливы. Композиция оперы отличается удивительной уравновешенностью: все три акта имеют примерно одинаковую продолжительность, каждый акт состоит из свободно развивающихся сцен. От действия к действию происходит становление героя: в первом акте он выковывает себе меч Нотунг, во втором побеждает дракона, в третьем – обретает любовь.

Первый акт представляет главного героя – от природы сильного духом и влюбленного в жизнь – в контрастном сопоставлении с трусливым и коварным нибелунгом Миме, вырастившим его. Основное сюжетное содержание первого акта – создание меча для Зигфрида. Центральными моментами музыкальной характеристики героя становятся фанфарный мотив «лесного рога», «Песня странствий» («С ним пойду бродить по свету»), «Песня плавки» («Нотунг! Нотунг! Меч боевой!») и «Песня ковки меча». Героические мелодии всех трех песен – жизнерадостные и благородно простые – характеризуют Зигфрида как «дитя природы», созданное для великих деяний.

Большую часть второго акта занимает картина «Шелест леса». На фоне тихого «шелеста» струнных возникает напевная мелодия, проводимая кларнетом и передаваемая виолончелям. В развитии темы возникают лейтмотивы Зигмунда и Зиглинды, перекличка деревянных духовых изображает щебетание птиц… «Шелест леса» – не просто красочный фон действия, это важный момент в развитии образа Зигфрида: он задумывается о матери, которая умерла, дав ему жизнь, обнаруживает в себе способность понимать язык птиц. О героической сущности Зигфрида напоминает фанфарный мотив валторны.

Этому идиллическому эпизоду контрастируют сцены, связанные с предательством Миме, и поединок Зигфрида с драконом Фафнером.

В третьем акте колорит оперы – преимущественно светлый – омрачается диалогом Вотана с Эрдой, возвещающей неминуемую гибель богов, и встречей Зигфрида с Путником, под личиной которого скрывается Вотан. Но затем в жизнь героя входит любовь. Для этого ему придется преодолеть огненное кольцо, окружающее спящую валькирию – в этом симфоническом эпизоде звукоизобразительные моменты сочетаются с героическими темами. Развернутая любовная сцена Зигфрида и Брунгильды состоит из нескольких эпизодов: взволнованные речитативные реплики героя, величественно-светлое пробуждение валькирии, ее лирическое высказывание («Вечно томилась…») – и, наконец, дуэт, построенный на радостных мелодиях: герои клянутся вечно принадлежать друг другу. Но даже в этот жизнерадостный финал оперы вторгается предчувствие грядущей трагической развязки: «Исчезни, мир светлый богов! Пусть настанет гибель богов!» – восклицает Брунгильда. На основе тем из этой сцены Р. Вагнер создал отдельное симфоническое произведение – «Зигфрид-идиллию». Она стала своеобразным подарком жене композитора по случаю рождения сына, которого Р. Вагнер нарек Зигфридом в честь героя оперы. «Родился сын! — то Зигфрид должен быть. Тебя и сына в звуках я прославил, Возможна ль лучшая награда на земле?» – писал композитор в стихотворении, предпосланном партитуре.

В отличие от «Золота Рейна» и «Валькирии», опера «Зигфрид» не ставилась отдельно до того, как состоялась премьера всей тетралогии «Кольца нибелунга» в Байрёйтском фестивальном доме в августе 1876 года. Именно такого исполнения хотел Р. Вагнер для своей тетралогии, считая ее цельным произведением, которое нельзя расчленять.

 

Музыкальные сезоны