Бельгийский ансамбль Collegium Vocаle Gent под руководством Филиппа Херревеге исполнил литургию Клаудио Монтеверди «Вечерня Пресвятой Девы Марии»

Одно из кульминационных событий осени музыкальной Москвы — выступление бельгийского ансамбля Collegium Vocаle Gent под руководством своего основателя, известного дирижера, видного представителя аутентичного исполнительства Филиппа Херревеге.

На сцене Концертного зала имени Чайковского прославленный коллектив представил публике «Вечерню Пресвятой Девы Марии» Клаудио Монтеверди.  Этот вечер стал открытием традиционного филармонического абонемента «Вершины мастерства. Барокко».

В год 450-летия со дня рождения крупнейшего музыкального мастера эпохи позднего итальянского Возрождения маэстро Филипп Херревеге и ансамбль Collegium Vocаle Gent посвящают большую часть своих выступлений его произведениям.

«Вечерня Пресвятой Девы Марии» исполняется нечасто на концертных сценах мира. Впервые ноты сочинения были изданы в венецианской типографии Риччардо Амадино в 1610 году.  В России «Вечерня» впервые прозвучала в Москве летом 2014 года в рамках международного фестиваля музыки эпохи Возрождения «La Renaissance» с участием солистов и ансамбля старинной музыки «Alta Capella» под управлением Ивана Великанова.

Интерпретация мистериальной партитуры Монтеверди Филиппом Херревеге была полна возвышенной лирики и молитвенного созерцания. Великолепное пение солистов: Дороти Милдс (сопрано), Барбары Кабатковой (сопрано), Бенедикта Хаймса (контратенор), Уильяма Найта (контратенор), Сэмюэля Бодена (тенор), Рейнуда ван Мехелена (тенор), Петера Кооя (бас) и Вольфа Маттиаса Фридриха (баритон) в сочетании с лучезарной игрой оркестра создавало особое ощущение храмового пространства. Филипп Херревеге словно приоткрыл завесу чертогов Рая, настолько сильным и естественным оказалось его отношение к исполняемому сочинению.

Цикл богородичных песнопений «Vespro della Beata Vergine»  предназначался для ансамбля на основе кантуса фирмуса, солистам в «Вечерне» несвойственно пение с вибрато. В качестве интермедий между частями литургии монотонно звучали одноголосные антифоны. Наряду с традиционными хоровыми псалмами, григорианскими хоралами, завершающимися Магнификатом, композитор использовал два марианских гимна и мотета на текст библейской «Песни Песней» (посвящение Деве Марии).

Следует отметить, что творчество Клаудио Монтеверди постоянно в поле внимания Филиппа Херревеге и его ансамбля.

В конце 1970-х годов Херревеге записал с Collegium Vocale Gent сборник духовных песнопений «Selva morale e spirituale», а десятилетие спустя – «Вечерню Пресвятой Девы Марии».

Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии

Все права защищены. Копирование запрещено.