Евгений ОнегинПосле успеха «Опричника» Петр Ильич Чайковский не возвращался к оперному жанру еще несколько лет. Не то, чтобы он не задумывался о создании новых опер – но необходимо было найти подходящий сюжет. Грандиозные эпические и исторические полотна – как у композиторов «Могучей кучки» – его не привлекали. «Я ищу интимную, но сильную драму», – говорил композитор. Певица Елизавета Лавровская порекомендовала ему роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Поначалу композитор был ошеломлен – как подступиться к этой масштабной «энциклопедии русской жизни», к этой «святой» для него книге? И все же идея его заинтересовала. Некоторое время спустя П. И. Чайковский перечитал роман А. С. Пушкина и сразу же – проведя ночь без сна – составил сценарий будущего произведения.

Жанр «Евгения Онегина» автор определил не как оперу, а как «лирические сцены». Тем самым композитор подчеркнул, что на полное воплощение литературного первоисточника на оперной сцене он не претендует – да это было и невозможно. Если у А. С. Пушкина сюжет скорее является поводом для разворачивания перед читателем широкой панорамы жизни страны – от деревни до петербургского высшего света, то у П. И. Чайковского личная драма героев оказывается в центре внимания. Несмотря на различие между романом и оперой, в либретто, написанном К. Шиловским, немало фрагментов из пушкинского романа. Нередко текст от автора вкладывается в уста персонажей – но «звучание» его может меняться. Например, стихотворение Ленского, написанное в романе в ночь перед дуэлью, над которым А. С. Пушкин откровенно насмехается («Так он писал темно и вяло»), становится у П. И. Чайковского проникновенной лирической арией – слушая ее, никто не смог бы задуматься о том, что для Ленского «прошли бы юношества лета, в нем пыл души бы охладел».


Возможно, оперу правильнее было бы озаглавить не «Евгений Онегин», а «Татьяна Ларина», ведь именно образ этой лирической героини играет главную роль в произведении («Я влюблен в Татьяну», – заявляет П. И. Чайковский в письме брату в пору создания оперы). Оркестровое вступление, задающее тон опере, построено на элегической секвенционной теме, связывающейся с образом Татьяны, с ее поэтическими грезами. Неудивительно, что во вступлении представлена единственная тема – ведь острого драматического конфликта в опере нет. Важнейшим моментом в опере становится сцена письма Татьяны – развернутый свободный монолог, раскрывающий целую гамму чувств – тревожная нерешительность, томление, страсть… Главенствующее положение Татьяны подчеркивается тем, что характеризующий ее тематизм возникает даже в сцене бала в доме Лариных, где эта героиня особой роли не играет (в центре внимания здесь ссора Онегина и Ленского).

К музыкальной характеристике Татьяны интонационно близок образ Ленского, что объясняется сходством персонажей – оба чисты и наивны, обоим приходится расстаться с иллюзиями, столкнувшись с жестокой реальностью. Но характер Ленского получает меньшее развитие. Центральное место в его партии занимают ариозо в первой картине «Я люблю вас, Ольга» и ария в сцене дуэли.

Наименее близок П. И. Чайковскому заглавный герой – критики даже упрекали автора в невыразительности образа Онегина. В первых картинах он характеризуется манерными интонациями учтиво-светской речи, и только в последнем акте, когда героя охватывает любовь к Татьяне, в его партии появляются страстные мелодии (Онегин здесь даже «присваивает» мелодию из сцены письма Татьяны).

«Евгений Онегин» – опера лирическая, и в таком произведении хор не может играть ведущей роли, он здесь создает фон действия: в хорах крестьян цитируются мелодии русских народных песен («Уж как по мосту-мосточку»). В сцене бала у Лариных ссора Онегина и Ленского происходит на фоне хоровой сцены, а в предпоследней картине хор «комментирует» возвращение Онегина. Бытовой фон создают не только хоровые сцены, но и ансамблевые номера (в первой картине Ларина и няня беседуют на фоне романса, который поют Татьяна и Ольга), а также инструментальные эпизоды: вальс во втором акте, полонез в третьем.

Опера «Евгений Онегин» была завершена в январе 1878 года. Автор понимал, что это необычное произведение – в нем мало внешнего действия, которое традиционно ожидалось от оперы, еще во время работы над нею друзья упрекали его в «несценичности» сюжета. П. И. Чайковский предполагал, что опера будет иметь больший успех «в домах и на концертных эстрадах», чем на большой сцене. Менее всего он ожидал, что «Евгений Онегин» будет удачно поставлен на сцене одного из императорских театров с их оперными штампами: «Где я найду Татьяну, ту самую, которую вообразил Пушкин…  Откуда возьмется Ленский, 18-летний юноша с густыми кудрями?» – говорил композитор. Поэтому автор и не отдал партитуру в дирекцию императорских театров, а предпочел, чтобы ее поставили студенты Московской консерватории. Премьера состоялась в марте 1879 года. Автор «особого успеха не заметил». Тем не менее, уже в 1881 году опера «Евгений Онегин» с большим успехом была исполнена в Большом театре – и стала впоследствии одной из самых известных опер П. И. Чайковского.

 

Музыкальные Сезоны