«Ночной дозор» – так называлась финальная программа Московского камерного оркестра Musica Viva под руководством народного артиста России Александра Рудина. За летние месяцы знаменитый коллектив, конечно, ещё не раз выйдет на сцену, но это уже будут соответствующие сезону открытые площадки.
Организаторы метко и абсолютно оправданно называют завершающий сезон вечер «домашним концертом». Проходил он непосредственно в студии оркестра, что находится в историческом центре Старой Москвы (Лефортово, Гарднеровский переулок). Пространство репетиционной базы коллектива впечатляюще стильное, его «внешность» идеально подходит всем качествам, присущим Musica Viva: чувство вкуса и стиля, элегантность и красота.
Форма, содержание и смысл концертных программ Musica Viva – эталонный стиль того, каким образом вообще нужно обращаться к музыкальному искусству. Им удаётся, казалось бы, уже давно ставшее невозможным: всегда и везде сохранять высокий уровень культуры, не прибегать к ложной помощи пафоса, искренне и честно делать своё большое и значимое дело.
Посмотрим на имена из программы «Ночного дозора»: Боккерини, Телеман, К. Ф. Э. Бах, Сен-Санс, Боттезини и Шенберг. Представлены и органично сочетаются три стиля, три совершенно разных мироощущения. Владеть ими – высший пилотаж и показатель большого мастерства коллектива.
В этом концерте блистали солисты оркестра. Андрей Коломоец (альт) тонко и естественно исполнил Концерт для альта и струнных Телемана. В Трио-сонате Баха солировали и создавали великолепный театральный эффект Елена Корженевич (скрипка), Наталия Юхимчук (скрипка), Алексей Макаров (виолончель), Марина Бутир (клавесин). Романтическую Интродукцию и Рондо capriccioso для скрипки с оркестром вдохновенно сыграла Яна Неустроева. «Венецианский карнавал» для контрабаса с оркестром стал, пожалуй, одним самых эффектных номеров программы, исключительные тембровые и технические возможности этого инструмента прекрасно представил Станислав Спиридонов.
«Просветлённая ночь» Арнольда Шенберга – концептуальное получасовое сочинение. Секстет «Просветлённая ночь», написанный в 1899 году по поэме Рихарда Демеля «Женщина и мир», ещё продолжает линию позднего романтизма в творчестве композитора, но необычным способом. Это удивительный, органичный синтез пёстрых разветвлений романтического стиля XIX века, поэтому сочинение Шенберга в контексте концерта и с позиции художественных задач стало идеальным завершением вечера.
В финале концерта директор оркестра Марина Бутир откровенно обратилась к слушателям: «Мы уверены, сегодня здесь собрались наши истинные друзья. Конечно, в огромном зале Чайковского собираются тоже наши поклонники, но сейчас я вижу хорошо знакомых и всегда поддерживающих нас людей, а это особенно дорого и очень ценно». Действительно, такая концентрация доброжелательности и позитивного настроения не могла не отразиться на ауре вечера: царили счастье и радость, душа наполнялась светом.
Удивительно, но такой эмоциональный тонус рождался сам по себе, и музыкантам совершенно не требовалось создавать его искусственно. Искренность всего происходящего, как всегда, сыграла определяющую роль.
Закрытие сезона – своеобразный годовой итог. И тут нам, поклонникам оркестра, очень даже есть что вспомнить. «Шедевры и премьеры» в этом году открывал итальянский скрипач-виртуоз Джулиано Карминьола, в следующем концерте цикла партнёром маэстро Александра Рудина в Двойном концерте Иоганнеса Брамса стал знаменитый Энтони Марвуд, а мощной точкой абонемента послужило исполнение оратории Феликса Мендельсона «Павел» совместно с хором Kantorei der Schlosskirche Weilburg.
Цикл «Золотая классика» в Филармонии-2 включал в себя концерты солистов оркестра, а также скрипача Никиты Борисоглебского и британского дирижёра Александра Уолкера. «Серебряная классика» в ММДМ, как всегда, особенно любопытна «Виолончельными ассамблеями», в нынешнем сезоне главной фигурой стал сам Александр Рудин, а за дирижёрский пульт встал друг оркестра – Владимир Понькин. Во втором концерте «Орнаменты барокко» прозвучали редкие произведения Локателли, Джеминиани, Порпоры, Кальдары (приглашённый исполнитель – победитель конкурса Моцарта в Зальцбурге Сергей Малов).
Отдельным ярким событием в Москве год из года становится Международный фестиваль «Опера априори» – и Musica Viva его неизменный участник. В феврале незабываемым событием оказалось выступление блестящего аргентинского контратенора Франко Фаджоли, а в апреле состоялась российская премьера оперы Сибелиуса «Дева в башне».
Эти и многие другие интересные проекты оркестра, безусловно, стали особенными в необъятном репертуаре Москвы прошедшего сезона 2016/2017. Нет никаких сомнений, что и в будущем нас ждёт не менее насыщенная и увлекательная афиша от Московского камерного оркестра Musica Viva.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев