«Милонга» Сиди Ларби ШеркауиПремьера спектакля «Милонга», который завершил программу международного фестиваля современного танца «Danceinvension», состоялась в мае 2013 года в Швейцарии, в театре «Жора». Произведение было создано для театра Сэдлерс Уэллс. Автором ее является бельгийский хореограф Сиди Ларби Шеркауи, известный во всем мире и в России в том числе. В настоящее время он возглавляет не только основанную им компанию Eastman, но и Королевский балет Фландрии.

С творчеством Сиди Ларби Шеркауи зрители Большого театра встречались еще в 2013 году, когда Ш. Шивалингаппа – исполнительница индийских танцев – выступала на фестивале «Территория» в поставленном им спектакле «Play». Не менее эффектной была постановка «Faun», приуроченная к столетнему юбилею дягилевских сезонов, а также спектакль «Sutra», представленный в 2014 году, в исполнении которого принимали участие шаолиньские монахи. Оба спектакля находятся в основном русле творчества бельгийского хореографа. Таковым являются искания в области национальных культур. Это направление характерно и для «Милонги».

Само слово, которое дало название постановке, обозначает танцевальную вечеринку с обязательным исполнением танго. Именно это и стало главной идеей спектакля. На сцене воцаряется атмосфера данс-холлов Буэнос-Айреса, где безраздельно властвует аргентинское танго. Настроение спектакля во многом перекликается с легендой о том, что этот танец становился своеобразным эмоциональным прибежищем для мужчин-эмигрантов начала ХХ века, которые тосковали вдали от своих семей, и танго было для них единственной возможностью удовлетворить свою потребность в объятиях и в душевной близости. Хореография Сиди Ларби Шеркауи всегда стремится именно к такому доверительному диалогу между людьми разных национальностей, разного возраста или телосложения. Особый же простор дает для этого именно аргентинское танго, в котором поистине не исполняют танец, а «танцуют жизнь», и в этом заключается его самобытность.

Спектакль «Милонга» длится достаточно долго – полтора часа. В течение всего этого времени сохраняется праздничная, даже веселая атмосфера многолюдной вечеринки. Пятеро играющих музыкантов находятся непосредственно на сцене, что усиливает впечатление полной реальности происходящего. Этому же способствует и проецирование на картонные фигуры человеческих изображений. Одновременно на заднике сцены демонстрируются видеозаписи, показывающие обстановку Буэнос-Айреса последнего десятилетия XIX века – той самой эпохи, когда аргентинское танго зарождалось, и это некоторым образом уравновешивает обстановку страстного танца, а также конкретизирует место действия спектакля. В музыкальном сопровождении постановки джаз сочетается с музыкой одного из самых известных авторов аргентинского танго, для которого оно стало основой творчества – Астора Пьяццолы, а также Фернандо Марсана, Ольги Войцеховской и Шимона Бжуска.

Участвуют в спектакле двое исполнителей contemporare dance и пять пар, работающих именно в жанре аргентинского танго. Такой состав исполнителей сам по себе располагает к экспериментам в русле диалога культур, что в целом характерно для творчества Сиди Ларби Шеркауи. И спектакль «Милонга» полон неожиданных находок. Например, вопреки сущности танго, в котором контакт с партнером всегда остается предельно близким, в одном из моментов женщина и мужчина развернуты друг к другу спиной. Это не единственное нарушение канонов танца в его классическом виде. Танцоры появляются в разных сочетаниях: трое мужчин и две женщины, один мужчина и три женщины, несколько пар одновременно.

Подобные эксперименты в спектакле «Милонга» затрагивают форму, но не содержание аргентинского танго. Его сущность остается прежней – и это человеческая страсть. Исполнители этого танца, участвующие в спектакле, отличаются высоким мастерством и виртуозностью – настолько, что даже сложно выделить кого-либо одного из них. И все же особенно сильное впечатление производит пара, появляющаяся к концу спектакля – Гизелла Галиасси и Герман Корнехо. Их танец стал идеальным выражением сексуальности в ее «Милонга» Сиди Ларби Шеркауиприродном, первозданном виде, он воспринимался как кульминация спектакля.

Излюбленная Сиди Ларби Шеркауи тема взаимодействия разных национальных культур выражается в спектакле «Милонга» участием двух исполнителей contemporary dance – Даниэна Форнье и Дженнифер Увайт. Эти исполнители выглядят «иностранцами» на вечеринке аргентинского танго. Они пробираются через толпу танцующих, заполнившую всю сцену, чтобы найти друг друга. Их танец отличается по шагу от традиционного аргентинского танго, но пронизан его страстным духом. Примечательно, что Даниэн Форнье по своему танцевальному стилю очень похож на самого Сиди Ларби Шеркауи – ему присуща та же предельная гибкость и легкость. Таким образом, Даниэн Форнье становится своеобразным воплощением хореографа в постановке, ведь сам С. Л. Шеркауи на сцене не появляется. Постановка Сиди Ларби Шеркауи «Милонга» – это яркое, красочное зрелище, поражающее зрителя своей страстной темпераментностью, хотя сценография художника Эухенио Шварцера весьма лаконична. Такой спектакль хочется смотреть вновь и вновь – ведь с первого раза невозможно разглядеть и оценить по достоинству каждую деталь этого фееричного и экзотического мира аргентинского танго.