Ференц Лист. Венгерские рапсодииПроизведения на национальную – венгерскую – тематику занимают важное место в творческом наследии Ференца Листа. По словам композитора, он «черпал богатство… в самой толще цыганских оркестров». В конце 1830-х гг. Лист начинает создавать сборник «Венгерские народные мелодии», позднее – начиная с 1850-х гг. – он становится основой «Венгерских рапсодий».

Из девятнадцати «Венгерских рапсодий» большая часть создавалась в 1850-х гг., и лишь четыре последние – в 1880-х. Лист не был первым, кто назвал фортепианные произведения рапсодиями – в 1815 г. это сделал Вацлав Ян Томашек, чешский композитор. Но у Листа основой рапсодии – виртуозного инструментального произведения в свободной форме с оттенком импровизационности – становятся не оперные мелодии, а народные – песенные и танцевальные. Именно в таком русле жанр рапсодии получает развитие в творчестве других композиторов, и потому Лист считается основоположником этого жанра.

Большая часть рапсодий Листа основывается на фольклорных источниках (исключение составляют лишь три – Шестнадцатая, Семнадцатая и Восемнадцатая). Некоторые из них снабжены программными заглавиями: «Героическая элегия» (Пятая), «Пештский карнавал» (Девятая), «Ракоци-марш» (Пятнадцатая).

Форма листовских рапсодий порождена традициями венгерского народного музицирования: за медленным, горделивым мужским круговым танцем (лашшу) следует быстрая, темпераментная пляска (фришш). Такова, например, наиболее известная – Вторая венгерская рапсодия (аналогичное строение имеет и Испанская рапсодия). Медленные части имеют различную жанровую природу: палоташ – венгерский двухдольный танец-шествие, эпическое повествование, импровизационный речитатив. Быстрые части основой своей имеют чардаш – зажигательный танец.

Возникшие на волне роста национального самосознания венгров, рапсодии Листа и в области музыкального языка имеют своим источником венгерский музыкальный фольклор. Это находит выражение в ладовой организации (т. н. «цыганская гамма», именуемая также «венгерской» – с двумя увеличенными секундами, на второй и шестой ступенях в мажоре и на третьей и шестой в миноре), и в ритмических особенностях (синкопы, характерный пунктирный ритм в кадансах), в строении мелодий (повторение квартовых попевок). Фактура и приемы развития тоже генетически связаны с народным музицированием венгров. Многие пианистические приемы – фигурации, различные варианты арпеджио, репетиции, широкие скачки – проистекают из особенностей звучания цимбал и иных музыкальных инструментов венгерского народа, а мелизматика – от скрипки. Характерны для венгерского музыкального фольклора и неожиданные смены темпа и характера движения, и орнаментальное варьирование на чередовании гармоний – тонической и доминантовой.

Несмотря на наличие общих черт, каждая из Венгерских рапсодий Ференца Листа глубоко индивидуальна. Самому композитору была особенно дорога Четырнадцатая рапсодия – он ценил высоко это произведение героического характера, отличающееся свободой развития музыкального материала. Наибольшей импровизационностью характеризуется Двенадцатая рапсодия. Шестая основывается на простой танцевальной мелодии, которая получает виртуозное вариационное развитие.

Наибольшая популярность выпала на долю Второй венгерской рапсодии до-диез минор. Она удивительно разнообразна по тематическому материалу, национальная природа которого очевидна уже во вступлении. Эпическая тема речитативного склада излагается в среднем регистре, особую значительность она приобретает благодаря аккордам, завершающим каждую фразу (форшлаги, украшающие эти аккорды, вызывают ассоциацию с бряцанием на струнном инструменте, что становится выразительным штрихом к образу певца-сказителя, возникающего в этой речитативной теме).

Национальный характер ярко выражен и в первом – медленном – разделе рапсодии. В первой его теме – песенной – черты стиля вербункош выражаются в характерных пунктирных фигурах, завершающих каждое предложение (т. н. «каданс со шпорами»). Форма медленного раздела имеет черты трехчастности с элементами варьирования: первая тема проводится дважды, расцвечиваясь фактурными изменениями и пассажем, затем сменяется второй темой – легкой, имеющей танцевальную природу, проводимой на органном пункте (в этой детали фактуры тоже проявляется связь с фольклорной музыкальной традицией), после чего возвращаются тема вступления и песенная тема.

Яркая картина народного праздника возникает во втором – быстром разделе. Его основу составляет танцевальная тема, появившаяся в средней части медленного раздела. По мере развития ускоряется темп, усложняется фактура, динамические «волны» простираются от предельно тихой звучности до ff (танец то стихает, то возобновляется).

В Венгерских рапсодиях ярко проявилась «оркестральная» трактовка фортепиано, присущая Листу, и потому не вызывает удивления появление их переложений для симфонического оркестра.

 

Все права защищены. Копирование запрещено