Мария Хосе Сири, маэстро Риккардо Шайи, Франческо Мели. Фото Михаила Логвинова

Мария Хосе Сири, маэстро Риккардо Шайи, Франческо Мели. Фото Михаила Логвинова

Вокруг нынешних гастролей Ла Скала в Большом театре складывалась очень непростая ситуация. После первого же дня итальянцев в России на страницах печатных и электронных изданий высказывались две противоположные позиции: беспощадное разочарование и безусловный восторг, что только способствовало ещё большему живому интересу к этому экстраординарному событию.

 

К сожалению, я не могу представить полную картину недельных гастролей. Эта статья посвящена исполнению Реквиема Джузеппе Верди (14.09.2016).

 

«Как же давно я не слышал музыки! Было много всего на неё похожего, но не музыка», – так через несколько минут после услышанного в тот вечер я рассказывал о своих впечатлениях приятелю. Но что такое Музыка – объяснить невозможно, эту ощущение рождает сиюминутный момент, что бывает редко и потому – бесценно.

 

Музыка и стала главной идеей происходящего, объединяющей всех. Время от времени было интересно наблюдать за лицами артистов хора и оркестра, дирижёра и солистов. Все они образовали единый организм, все находились в одном вдохновенном состоянии.

 

За полтора часа на одном дыхании ничто (от посторонних призвуков до более серьёзных нюансов) не могло нарушить полноценного погружения в музыку.

 

Среди этих нюансов – исполнение партии меццо-сопрано Даниэлой Барчеллоной. Конечно, от меццо хотелось контральтовых красок, большей насыщенности тембра – и не хотелось нередко появляющейся тремоляции. Странно, но эти моменты не смогли разрушить целостности восприятия, а в итоге мастерская техника пения и неоспоримая музыкальность артистки помогла совершенно растворить вопросы к тембру.

 

Полуторачасовую молитву героически выстояла сопрано Мария Хосе Сири. Этой партии в Реквиеме, кроме прочих, отведена миссия сольно выстроить сложнейшую предфинальную кульминацию. Солистка справилась идеально.

 

Великолепный тенор Франческо Мели также безукоризненно исполнил сольные фрагменты, был органичен в ансамблях. Можно давать сколько угодно характеристик каждому исполнителю, но здесь именно тот случай, когда большинство восторженных оценок относится сразу ко всем: совершеннейшая чистота интонации, абсолютная ясность дикции, техническое совершенство.

 

Звёздный состав итальянских солистов украшал русский бас – Дмитрий Белосельский. Им можно восхищаться и гордиться: Дмитрий ничем не уступал мастерам бельканто и в общем процессе звучания даже не оставил намёка, что он русский.

 

Реквием начинается едва слышным шёпотом в хоровой партии. Музыканты достигли наиболее выигрышной точки противопоставления едва слышного звучания хора и энергичных возгласов у квартета солистов. В четвёртом номере нам удалось услышать буквально на поверхности всю конструктивно-музыкальную ткань искусной фуги для двойного хора, образ которой фанфарно звучал и в финале. Хор – «пятый солист», его по праву можно назвать главным действующим лицом, олицетворяющим нереальную силу с мощнейшей многоголосной энергетикой.

Даниэла Барчеллона, Мария Хосе Сири, Риккардо Шайи, Франческо Мели, Дмитрий Белосельский, хор и оркестр Ла Скала. Фото Михаила Логвинова.

Даниэла Барчеллона, Мария Хосе Сири, Риккардо Шайи, Франческо Мели, Дмитрий Белосельский, хор и оркестр Ла Скала. Фото Михаила Логвинова.

Риккардо Шайи. Об этом итальянском музыканте хочется говорить много и эмоционально. Главный дирижёр Ла Скала уже совсем скоро станет музыкальным руководителем театра. Он – образцовый маэстро! Без всякой экзальтированности, грамотно и воодушевлённо, в реальном времени он создавал Музыку, которая, я уверен, у всех слушателей надолго останется в памяти.

 

Всемирная слава музыкантов и театра, гастроли на главной сцене нашей страны, высокое профессиональное мастерство солистов – всё это обеспечило вечеру абсолютный успех. Однозначно, нынешние гастроли стали историческим событием.

 

Очень символично и значимо, что из ложи бенуара современным звёздам Ла Скала восторженно аплодировала легендарная солиста Большого театра, народная артистка России Валентина Левко. Она не просто принимала участие в самых первых обменных гастролях Большого театра и Ла Скала в 1964 году, именно она в своих коронных партиях произвела настоящий фурор на итальянской сцене, навсегда завоевав любовь миланской публики. После концерта Валентина Николаевна с удовольствием поделилась своими впечатлениями: «Я счастлива слышать грамотное, чистое и очень музыкальное пение итальянцев, каждый солист достойно себя показал. Потрясает хор – удивительно точное слияние голосов, все они звучат как один музыкальный инструмент. Я получила колоссальное удовольствие от высочайшего мастерства и блистательного исполнения».