Иржи КилианЧешский танцовщик и хореограф Иржи Килиан родился в 1947 году в Праге. В девятилетнем возрасте он начал обучаться балетному искусству в школе Пражского национального театра, а в 15 лет он поступает в Пражскую консерваторию. В 20 лет, будучи стипендиатом Британского совета, молодой танцовщик отправляется на стажировку в Великобританию, в школу Королевского балета. Годом позже руководитель Штутгардского балета Дж. Кранко приглашает его в свою труппу, где Иржи выступает в качестве солиста несколько лет.

В 1975 году Иржи Килиан становится артистическим директором Нидерландского театра танца, для которого создает множество хореографических постановок. Хореограф разделил участников труппы на три категории: молодые – от 17-22 лет (НДТ II), основной состав – 22-40 (НДТ I), и старше 40 лет (НДТ III). Сам И. Килиан называет эти периоды «тремя измерениями жизни танцора», и для каждой из групп предназначается свой репертуар. Например, для последней группы – для исполнителей в том возрасте, который для танцевального искусства считается критическим (как правило, в таком возрасте танцовщики уже уходят на пенсию) – на первый план выходит не выполнение сложных элементов, а эмоциональная составляющая танца, раскрытие личности.

Международная известность приходит к нему тремя годами позже, когда хореограф представляет на международном фестивале Сполето в американском городе Чарльстоне (в штате Южная Каролина) балет «Симфониетта» на музыку Л. Яначека. В последующие годы хореограф представляет на этом же фестивале еще несколько балетов на музыку разных композиторов: «Симфония псалмов» (И. Ф. Стравинский) «По заросшей траве» (Л. Яначек), «Забытая земля» – отправной точкой для создания этого балета послужила не только музыка Б. Бриттена, но и живопись Э. Мунка, «Свадебка» (И. Ф. Стравинский), «Пастбище» (К. Чавес), «Дитя и волшебство» (М. Равель).

В дальнейшем Иржи Килиан отходит от сюжетных балетов, все более обращаясь к абстрактным образам. В 80-х гг. он поставил ряд таких одноактных композиций, объединенных в программу «Чёрно-белые балеты». Один из них – «Шесть танцев» на музыку В. А. Моцарта. По словам самого хореографа, он хотел выразить в нем одну из особенностей личности великого композитора – с юмором относиться к жизненным испытанием. И. Килиан называл эти танцы «бессмысленными композициями», не вписывающимися в окружающую действительность – «очень маленькими перед лицом сложного и беспокойного мира». Музыка В. А. Моцарта послужила основой еще для одного балета – «Маленькая смерть».

Другие «Чёрно-белые балеты» – «Игра окончена» и «Сладкие сны» на музыку А. Веберна, «Падшие ангелы» на музыку С. Райха, «Сарабанда» на музыку И. С. Баха, а в балете «Местонахождение неизвестно», поставленном в 1994 году, была использована музыка пяти различных композиторов: А. Веберна, А. Пярта, М. де Роо, С. Райха и Ч. Айвза.

Особый стиль, созданный Иржи Килианом, создал ему репутацию «хореографа-философа», чей взор обращен не столько к возможностям тела, сколько к глубинам человеческой натуры. Для этого стиля характерны эмоционально насыщенные скульптурные построения, изобретенный самим хореографом новые сложные связки и поддержки. Большую роль играют возможности, открывающиеся при близком расположении фигур. Как правило, И. Килиан задействует в своих постановках небольшое количество исполнителей – сам балетмейстер объясняет это тем, что зрителям необходимо прочувствовать танец и отнестись к артистам как к «лучшим друзьям», а это крайне сложно осуществить, когда на сцену выходят двадцать человек. Одна из отличительных черт этого балетмейстера – его удивительная музыкальность. По словам Рудольфа Нуреева, И. Килиан «превращает метафоры в движения, слышит музыку и видит движения», у этого балетмейстера «золотые уши».

В 1995 году Нидерландский театр танца отметил свой 35-летний юбилей одновременно с иной знаменательной датой: 20 лет с того времени, как труппу возглавил Иржи Килиан. В честь этого события был поставлен спектакль «Арчимбольдо», в котором выступали танцовщики из всех трех групп – НДТ I, НДТ II и НДТ III. В это грандиозное представление вошли несколько постановок балетмейстеров, начинавших свою творческую деятельность в Нидерландском театре танца, а также отрывки из балетов И. Килиана. В качестве девиза праздника было выбрано изречение Иржи Килиана: «Прошлое – это история, будущее – тайна, настоящее – подарок». В 2000 году спектакль «Арчимбольдо» был представлен в Париже.

Иржи Килиан оставался на посту артистического директора Нидерландского театра танца до 1999 года и еще десять лет сотрудничал с этой труппой в качестве хореографа.

Балеты Иржи Килиана ставятся на сценах многих театров в разных странах мира.

 

Музыкальные Сезоны