Джоаккино Россини всегда был известен своей способностью работать предельно быстро: «Золушку» он написал за двадцать четыре дня, «Севильского цирюльника» – за две недели, и в этом плане история создания оперы «Вильгельм Телль» выглядит весьма нетипичной для его творческой биографии: на создание этого произведения ушло целых полгода… возможно, потому, что оно было последним для Россини в оперном жанре.
Заглавным героем последней оперы Россини стал легендарный швейцарский герой (когда-то он считался исторической личностью, но у современных историков есть сомнения на этот счет). Во второй половине XV века была записана история, которая якобы произошла в 1307 году в швейцарского города Альтдорфе: деспотичный наместник Гесслер приказал горожанам кланяться шляпе австрийского герцога, и лишь один из них – известный стрелок Вильгельм Телль – приказу не подчинился. В наказание Гесслер велел ему попасть стрелой в яблоко, положенное на голову его сына. Стрелок сумел это сделать, но признался, что если бы первой стрелой был убит мальчик, вторая предназначалась бы Гесслеру. Заключенному в тюрьму Теллю удалось бежать в горы, а затем подстеречь и убить Гесслера.
Легенда о Вильгельме Телле не раз привлекала внимание композиторов: оперы А.Гретри и Б.Карра, симфоническая поэма Г.Цопфа, балеты Ц.Пуни и Л.Пиччини. Обращались к этому сюжеты и писатели, включая Ф.Шиллера, но в основу либретто оперы Россини, написанного И.Л.Би и Этьенном де Жуи, легла трагедия другого драматурга – француза А.Лемьера. Сам Россини тоже принимал участие в работе над либретто. Наряду с пафосом свободолюбия присутствует в сюжете и тема борьбы между чувством и долгом: швейцарец Арнольд влюблен в австрийскую принцессу Матильду, и только казнь отца удерживает его от предательства. Переживает драму запретной любви и Матильда – чтобы в конечном итоге перейти на сторону восставшего народа и воссоединиться с возлюбленным.
Пожалуй, самым известным номером оперы «Вильгельм Телль» стала увертюра – она настолько популярна, что мелодия из нее использовалась даже в мультфильмах. Начинаясь с виолончельного соло, она продолжается оркестровым изображением бури (тремоло литавр, флейта-пикколо, живописующая дождевые капли), далее следует пасторальная мелодия, исполняемая английским рожком, и наконец – энергичный галоп, ставший наиболее популярной темой из увертюры.
Другой известный номер «Вильгельма Телля» – обращенная к сыну ария главного героя, предшествующая страшному испытанию («Стой неподвижно»). Эта «бесконечная» мелодия, сопровождаемая виолончелью, свободно льющаяся и естественно варьирующаяся, не подчиняется какой-либо традиционной структуре и являет собою правдивое высказывание страдающей души. Р.Вагнер считал эту арию совершенным образцом именно такой мелодии, о какой он мечтал – «свободной, не знающей оков, многообразно откликающейся на смысл поэтического текста».
К партии заглавного героя по объему и значительности приближается теноровая партия Арнольда. Она отличается изрядной сложностью – верхние до, неожиданные широкие скачки – но без всех этих штрихов невозможно было бы передать душевные терзания героя, разрывающегося между любовью к своему народу и любовью к женщине.
Героико-патриотическая опера, какой является «Вильгельм Телль», немыслима без хоровых сцен – и их в опере немало, а в первом действии они даже преобладают: безмятежный хор крестьян «Небо так ясно», торжественный секстет с хором «Пусть эхо с гор», свадебный хор в вальсовом ритме. Три с хором в финале второго действия – клятва швейцарцев – являет собою драматическую вершину произведения. Третий и четвертый акты тоже завершаются монументальными хоровыми сценами.
«Вильгельм Телль» – опера с парадоксальной сценической судьбой. В 1830-х годах ее исполнению не благоприятствовала политическая обстановка в Европе – такое произведение казалось «опасным». Каким только изменениям не подвергали оперу, под какими только заглавиями не исполняли – «Карл Смелый» в России, «Андреас Хофер» в Англии, в Милане – «Гульельмо Ваццале» (речь шла о шотландском герое Уильяме Уоллесе)… остается только догадываться, почему эти исторические личности казались цензуре не настолько «опасными», как Вильгельм Телль.
Еще одно обстоятельство, не лучшим образом повлиявшее на судьбу произведения – это его продолжительность: премьера «Вильгельма Телля», состоялась которая в Королевской академии музыки в Париже в августе 1829 года, длилась шесть часов! Правда, впоследствии Россини сократил оперу, оставив три действия вместо пяти, но все равно опера оставалась весьма длинной. Во Франции даже существовала некоторое время традиция – исполнять только второй акт (узнав об этом, Россини выразил удивление, что исполняют «целый второй акт»).
Несмотря на все эти обстоятельства, некоторое время «Вильгельм Телль» был наряду с «Севильским цирюльником» самой исполняемой оперой Россини, не написавшего после этого произведения больше ни одной оперы. В настоящее время опера ставится реже многих других произведений Россини – не только из-за большой продолжительности, но и из-за сложности партии Арнольда, для которой не так-то легко найти достойного исполнителя.
Опера «Вильгельм Телль», проникнутая пафосом освободительной борьбы, стала единственной премьерой Большого театра, осуществленной между 1941 и 1943 годами. Спектакль состоялся в Куйбышеве, куда был эвакуирован театр.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев