Клод Дебюсси «Ноктюрны»В 1894 г., еще до завершения прелюдии «Послеполуденный отдых фавна», у Клода Дебюсси зарождается замысел трехчастного цикла под заглавием «Ноктюрны». Если предыдущее произведение было опосредованно – через поэзию – связано с картиной французского живописца, то применительно к «Ноктюрнам» сам композитор описывает свою музыкальную идею в терминах изобразительного искусства. В одном из писем он уподобляет произведение «этюду в серых тонах». Под этими тонами он подразумевает различные комбинации инструментов, которым надлежит сопровождать солирующую скрипку. В одном случае это должны быть струнные, в другом – духовые и арфа, а в третьей пьесе все эти инструменты должны были объединиться. Что же касается соло скрипки, то его Клод Дебюсси создавал для Эжена Изаи, заявляя, что не отдаст его больше никому – будь то хоть сам Аполлон.

В последующие годы планы композитора изменились, и по прошествии трех лет он создал три чисто оркестровые пьесы – без солирующей скрипки. Отличался от первоначального замысла и оркестровый состав – тем не менее, он изменяется от номера к номеру. Назвав свой симфонический цикл ноктюрнами, он подразумевал не столько черты соответствующего жанра, сколько «впечатления и ощущения от света», связанного с этим словом. Это впечатление играет главную роль даже в программе, сформулированной автором для каждой из трех частей.

Первый ноктюрн – «Облака» – отличается особой тонкостью. Этому способствует и состав оркестра, избранный для него: никаких медных духовых, кроме валторны. Деревянные духовые создают колышущийся фон, напоминающий полотна художников-импрессионистов с их ощущением «струящегося» воздуха. Краткий мотив кажется сумрачным благодаря необычной ладовой окраске в сочетании с тембром английского рожка («меланхолически проплывающие серые облака»). Вступление арфы в среднем разделе придает этой картине более светлый колорит. Соло английского рожка возвращается в репризе.

В пьесе «Празднества» оркестровая палитра более богата: включены трубы, тубы и тромбоны, из ударных добавлены тарелки и малый барабан. Существует версия, что в этом ноктюрне отразились воспоминания о визите Николая II во Францию и о торжественной встрече, устроенной российскому императору в Париже. В противоположность созерцательным «Облакам», здесь все предельно ярко и подвижно: «пляска» струнных и деревянных духовых, ликующие «восклицания» медных, яркие «волны» глиссандирующей арфы. Картина празднества дополняется приближающимся шествием: новая тема, начинаясь у засурдиненных труб, сопровождаемых малым барабаном, постепенно захватывает весь оркестр, после чего возвращается материал первого раздела, чтобы постепенно «удалиться» и стихнуть.

Заключительная часть цикла – «Сирены» – по темпу близка к первой части, но противопоставлена той сумрачной картине своим светлым колоритом. По тембровым «краскам» она особенно необычна – наряду с оркестровыми средствами композитор использует женский хор, который поет без слов, с закрытым ртом. Это пение предстает не столько в мелодической функции, сколько в тембровой и гармонической – как, впрочем, и все оркестровые инструменты. Протяженных мелодий как таковых здесь нет вообще – только игра коротких мотивов, аккордов и тембров, складывающихся в картину моря, из глубины которого доносится ирреальное пение сирен.

Премьера «Ноктюрнов» состоялась в декабре 1900 г., дирижировал Камилл Шевийяр. Но в тот день были исполнены лишь две части – «Облака» и «Празднества», полный трехчастный цикл был исполнен в 1901 г. В последующие годы подобная практика сохранилась – «Сирены» исполняются реже других частей.

 

Музыкальные Сезоны