Джульетта Гвиччарди… женщина, чей портрет Людвиг ван Бетховен хранил вместе с «Гейлигенштадским завещанием» и неотправленным письмом, адресованным «Бессмертной возлюбленной» (и не исключено, что этой загадочной возлюбленной была именно она).

В 1800 г. Джульетте было восемнадцать лет, и Бетховен давал уроки юной аристократке – но общение этих двоих скоро вышло за пределы взаимоотношений учителя и ученицы: «Мне стало отраднее жить… Эту перемену произвело очарование одной милой девушки», – признается композитор в письме к другу, связывая с Джульеттой «первые счастливые минуты за последние два года». Летом 1801 г., которое Бетховен вместе с Джульеттой проводит в имении ее родственников Брунсвиков, он уже не сомневается, что любим, что счастье возможно – даже благородное происхождение избранницы не казалось ему непреодолимым препятствием…

Но воображением девушки завладел Венцель Роберт фон Галленберг – композитор-аристократ, далеко не самая значительная фигура в музыке своей эпохи, но юная графиня Гвиччарди считала его гениальным, о чем не преминула сообщить своему учителю. Бетховена это привело в ярость, а вскоре Джульетта в письме сообщила ему о своем решении уйти «от гения, который уже победил, к гению который еще борется за признание»… Брак Джульетты с Галленбергом оказался не особенно счастливым, а с Бетховеном она вновь встретилась в 1821 г. – Джульетта обратилась к бывшему возлюбленному с просьбой о… финансовой помощи. «Она домогалась меня в слезах, но я презрел ее», – так описывал эту встречу Бетховен, однако, портрет этой женщины он хранил… Но все это будет потом, а тогда композитор тяжело переживал этот удар судьбы. Любовь к Джульетте Гвиччарди не сделала его счастливым, но подарила миру одно из прекраснейших произведений Людвига ван Бетховена – Сонату № 14 до-диез минор.

Соната известна под заглавием «Лунная». Сам композитор такого названия ей не давал – оно закрепилось за произведением с легкой руки немецкого писателя и музыкального критика Людвига Рельштаба, увидевшего в первой части ее «лунный свет над Фирвальдштетским озером». Парадоксальным образом это наименование прижилось, хотя встречало немало возражений – в частности, Антон Рубинштейн утверждал, что трагичность первой части и бурные чувства финала совершенно не соответствуют меланхоличности и «кроткому свету» пейзажа лунной ночи.

Соната № 14 была издана в 1802 г. вместе с Тринадцатой. Оба произведения были определены автором как «Sonata quasi una Fantasia». Это подразумевало отступление от традиционной, сложившейся структуры сонатного цикла, выстраиваемого по принципу контраста «быстро – медленно – быстро». Четырнадцатая соната развивается линейно – от медленного к быстрому.

Первая часть – Adagio sostenuto – написана в форме, сочетающей в себе черты двухчастности и сонатности. Основная тема кажется предельно простой, если рассматривать ее изолированно – но настойчивое повторение квинтового тона придает ей исключительную эмоциональную напряженность. Это чувство усиливается триольной фигурацией, на фоне которой проходит вся первая часть – как неотвязная мысль. Басовый голос по ритму почти совпадает с мелодической линией, тем самым усиливая ее, придавая значительность. Эти элементы развиваются в смене гармонического колорита, сопоставлении регистров, представляя целую гамму чувств: печаль, светлая мечта, решимость, «смертельное уныние» – по меткому выражению Александра Серова.

Вторую часть – Allegretto – Ференц Лист называл «цветком между двух бездн». Это грациозное скерцо с его полунасмешливыми-полуласковыми интонациями настолько контрастирует «бездне отчаяния» в первой части, что даже способно вызывать недоумение – как оно вообще могло здесь появиться («Позабывают сказать, что в этой сонате есть еще и скерцо», – говорил Александр Серов). Но ведь это так естественно для человека – искать прибежище в воспоминаниях и иллюзиях.

Третья часть – Presto agitato – прямо-таки взрывается страстью и гневом. Финал сравнивали с «потоком горящей лавы», «дикой ночной бурей» – но никакие природные явления, пусть даже самые грозные, не сравнятся с той душевной бурей, которая изливается в стремительных акцентированных арпеджио и хроматизмах. Важная роль ритмической фигурации и ритмическая остинатность роднят финал с первой частью – но сходство элементов фактуры сопровождается глубочайшей контрастностью эмоций. Темы финала родственны друг другу, контраста между ними нет – он и невозможен, когда все подчинено выражению одного чувства.

Сонату № 14 исполнители и слушатели полюбили еще при жизни автора – настолько, что Бетховена в последующие годы даже несколько раздражала ее популярность: «Я написал вещи и получше», – говорил композитор. С веками любовь к этому произведению не ослабевает. Среди известных исполнителей Сонаты № 14 – Гленн Гульд, Вильгельм Кемпф, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Даниэль Баренбойм.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено