Мариинский театр

Композитор Феликс Мендельсон-Бартольди

Хореография Джорджа Баланчина (1962)

Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут (с одним антрактом)

Премьера в Мариинском театре 6 июня 2012 года

 

 

 

Сон в летнюю ночь7-8 мая Мариинкий театр представит балет «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди. Этот спектакль, вошедший в репертуар театра в 2012 году, был создан в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина.

Американский хореограф грузинского происхождения Джордж Баланчин создал балет «Сон в летнюю ночь» в 1962 году. Для него такое произведение было довольно неожиданным: обычно Дж. Баланчин ставил бессюжетные балеты, где действовали не персонажи, а абстрактные танцовщики, подобные голосам хоровой партитуры, здесь же речь шла о балете, воплощающем сюжет конкретного произведения. 

Впрочем, к одноименной комедии У. Шекспира, ставшей основой балета «Сон в летнюю ночь», у хореографа было совершенно особое отношение. Джордж Баланчин родился и провел детство в Санкт-Петребурге, там же он приобрел свой первый сценический опыт: восьмилетний мальчик появлялся на сцене Михайловского театра в той самой комедии, в образе эльфа. Эти детские впечатления были настолько яркими, что даже много лет спустя он мог декламировать на русском языке монолог Оберона и другие фрагменты.

 

Дж. Баланчин вновь встретился с шекспировской комедией, уже будучи взрослым: в 1950 году он ставил танцевальные номера для ее постановки в Шекспировском мемориальном театре, но к тому времени его особенно увлекала музыка Ф. Мендельсона-Бартольди к этой пьесе. Именно тогда родился замысел балета «Сон в летнюю ночь». Сон в летнюю ночь1

Сложность заключалась в том, что Ф. Мендельсон-Бартольди «проиллюстрировал» лишь некоторые эпизоды пьесы, и этого оказалось недостаточно для постановки. По этой причине хореограф включил в балет «Сон в летнюю ночь» и некоторые иные произведения композитора: фрагменты из Симфонии №9, оперетты «Возвращение с чужбины» и кантаты «Вальпугриева ночь», а также концертную увертюру «Прекрасная Мелюзина» и увертюру к трагедии «Аталия». 

Критики называли балет «Сон в летнюю ночь» сном о русском балете – и в нем действительно можно усмотреть определенные параллели с русским классическим балетом, а некоторые пространственные структуры даже могу вызывать ассоциации с архитектурой Санкт-Петербурга, но все это сочетается с новыми ритмами.