(1824-1896)

Споры о значении музыкального наследия Антона Брукнера не утихают до сих пор. Одни воспринимают его как «готического монаха», который каким-то чудом воскрес во времена, часто называемые Эпохой романтизма. Другие видят в нём скучного педанта, который строчил сходные не только по звучанию, но и схеме построения симфонии. Однако настоящая истина находится, как всегда, посередине. Настоящее величие Брукнера не в той фанатичной божественной вере, которая проходит красной нитью сквозь всё творчество музыканта, а, скорее всего, в непоколебимом и таком несвойственном христианству определении человека как главного во Вселенной.

Музыка Брукнера воспевает идеи становления, возможность прорыва к свету, гармонию соединения с мировым космосом. В XIX в. это направление не оригинально: можно упомянуть Фридриха Шлегеля, Клеменса Брентано, Фридриха Шеллинга, а позже – российских авторов Александра Скрябина и Владимира Соловьева.

При этом после внимательного и всестороннего анализа творческого наследия Брукнера становятся весьма заметны отличия его симфоний одной от другой. Изначально поражает воображение титаническая работоспособность, с которой трудился композитор: каждую неделю целых сорок часов он плотно занимался преподавательской деятельностью, однако при этом был способен придумывать и изменять свои произведения до такой степени, что их нельзя было потом узнать, и они воспринимались как новые. И всё это делалось не полным сил юношей, а зрелым мужчиной на протяжении нескольких десятков лет.

Если сложить всё наследие, оставшееся от этого композитора, то разговор пойдёт о восемнадцати полноправных произведениях, написанных за промежуток жизни в тридцать лет! Объяснение этому нашлось в процессе работы музыковедов из Австрии Л. Новака и Р. Хааса, которые готовили к изданию полный каталог сочинений Брукнера. Выяснилось, что имеющиеся на бумаге редакции одиннадцати официально признанных его симфоний так отличаются от оригинала, что каждая в отдельности представляет собой независимый экземпляр сочинения, который ценен сам по себе.

Суть взглядов Брукнера точно выразил В. Каратыгин: «Непростое, большое, содержащее в своем базисе огромные по объёму художественные концепции и постоянно заключённое в массивные формы, творчество Брукнера заставляет поклонника, жаждущего понять внутренний смысл полёта мысли композитора, проводить значительную по напряженности страстей работу, посылать сильнейший импульс против огромного вала сильной энергии исходящей от брукнеровского искусства».

Родился и рос Брукнер в семье преподавателя, который обучал крестьянских детей. В десять лет Антон написал свои первые музыкальные сочинения. После того как умер отец, мальчика отправили в монастырь Св. Флориана, где он был приставлен к капелле певчих. Здесь в период с 1837 по 1840 гг. Брукнер продолжил своё обучение музыке, он научился играть не только на органе и фортепиано, но и на скрипке.

Затем Брукнер поступает на работу помощником учителя в одну из сельских школ, попутно зарабатывая на сельскохозяйственных работах и играя на вечеринках с танцами. При этом он не забывал об обучении музыке и совершенствовании игре на органе. Уже через пять лет, в 1845 году он становится учителем. Чуть позже его берут на должность органиста в тот же монастырь Св. Флориана – Брукнер служит там с 1851 по 1855 год. После он переезжает в Линц и поступает на службу в местный собор органистом. В это время композиторское образование под руководством Стэнли Зехтера и О. Кицлера для него завершается.

Брукнер совершает поездки в Германию и Австрию, где заводит знакомства с крупными композиторами. В 1863 году он сочиняет свои первые мессы, а затем и симфонии – Брукнер становиться композитором только в сорок лет! Такова была его требовательность к себе и скромность, что до этого возраста он не сочинял музыкальных произведений столь крупных форм.

Брукнер становиться известным как органист и мастер импровизации на музыкальных инструментах. Его замечают при дворе и в 1868 году назначают главным органистом. Ему присуждают звание профессора в Венской консерватории – он специализируется по направлениям генерал-баса и органа. Начиная с 1875 года А. Брукнер преподаёт гармонию и контрапункт в университете.

Народная любовь пришла к Брукнеру как к композитору уже после 1884 года, когда первый раз была исполнена с оглушительным успехом Седьмая симфония. В 1886 году Брукнеру выпала честь исполнять музыку на органе на траурных мероприятиях на похоронах Ференца Листа.

В преклонном возрасте Брукнер сильно и постоянно болел. В эти годы он писал Девятую симфонию. Жил он в квартире, полученной от короля Франца Иосифа. После смерти композитора его прах был захоронен под органом в монастырской церкви.

Брукнер написал одиннадцать симфоний (из них наиболее известны «Нулевая», ре минор, и фа минор), а также три мессы, струнный квинтет, Те Deum, пьесы для органа, хоры. Самыми популярными и наиболее стройными, простыми для понимания довольно долго являлись Седьмая и Четвертая симфонии. Чуть позже интерес слушателей и исполнителей сместился уже на Третью, Восьмую и Девятую симфонии: это наиболее «конфликтные» произведения, по своему толкованию в истории симфонизма они близко расположены к «бетховеноцентризму».

После выхода полного собрания произведений этого замечательного композитора расширились познания о его музыкальном наследии, стала возможной периодизация его творчества. Так, к раннему этапу относятся его первые четыре симфонии, самое значимое место их которых занимает грандиозная Вторая симфония. Она по праву считается наследием душевных порывов Шумана и терзаний Бетховена.

Основной этап творчества представляют симфонии с Третьей по Шестую – это тот период, когда автор достигает пантеистического оптимизма, ему свойственны эмоциональный накал и духовные устремления.

Свет Седьмой симфонии, драматизм Восьмой, трагизм, переходящий в оптимизм, Девятой – это заключительный этап, где собраны воедино масса черт от предшествующих партитур и творений, при этом эти произведения выделяются своей протяжённостью и медленным, но неотвратимым ходом развития сюжета.

 

Музыкальные Сезоны