Антология сарсуэлы в Арена ди Верона от Пласидо Доминго

Антология сарсуэлы в Арена ди Верона от Пласидо Доминго

Фото: ENNEVI

После огромного и предсказуемого успеха гала-концерта «Bolle and Friends» с участием самого любимого итальянского танцовщика Арена ди Верона предложила еще одно исключительное событие, highlight, как принято говорить, – гала-концерт «Антология сарсуэлы» с участием воистину неувядаемого Пласидо Доминго. Предложение дирекции самого знаменитого театра под открытым небом, понятно, вызвало большой ажиотаж и собрало десятки тысяч зрителей. Как и в случае с Роберто Болле.

Сарсуэла – типично испанский вид музыкального театра, в котором пение чередуется с разговорными диалогами, родственник венской оперетты и французской комической оперы. Есть у нее и молодой англоязычный племянник, а именно мюзикл. Сольные номера из сарсуэл были всегда любимы испаноязычными певцами, но особенно широкого распространения не получили. Доминго вырос с сарсуэлой и на сарсуэле: его родители были профессионалами жанра, сначала на родине, в Испании, а потом в Мексике, где создали труппу и руководили ею. Пласидо всегда любил сарсуэлу и старался познакомить с этим жанром любителей музыки других стран. И вот, наконец, антология сарсуэлы прибыла в Верону, город, с которым Доминго связывают длительные отношения и феерические успехи.

Любители вокала знают, что в последние годы в качестве оперного певца Доминго выступает в баритоновых партиях, в его активе роли Макбета, Риголетто, Набукко и Симона Бокканегры. Это обстоятельство создает немалые трудности для определения нынешнего состояния голоса живой легенды вокала: так кто же это, тенор или баритон?

Антология сарсуэлы в Арена ди Верона от Пласидо Доминго

Фото: ENNEVI

Сомнения быстро рассеялись. На подмостки Арена ди Верона вышел, несомненно, очень немолодой, погрузневший, но все еще красивый человек, который в первой же исполненной арии из сарсуэлы «La del soto del parral» продемонстрировал, что перед нами Великий Артист (именно так, оба слова с большой буквы). Великий Тенор. Слушать Доминго было большим наслаждением. Избранный им для highlight репертуар попал в точку: жанр сарсуэлы – неотъемлемая часть его искусства, в ариях и дуэтах он мог порадовать слушателей ярким теноровым звучанием.

Голос Пласидо Доминго все тот же знакомый, любимый, горячий и проникновенный голос, очарованию которого невозможно не поддаться. Певец сохранил «стальную», безупречную технику, которая позволила ему спеть в концерте сольные арии из сарсуэл «La del soto del parral» Ревериано Соутульо и Хуана Верта, «Los gavilanes» Хакинто Герреро, «Luisa Fernanda» Федерико Морено-Торробы и красивейшую «No puede ser» из «La tabernera del puerto» Пабло Соросабаля, не говоря уже о дуэтах с сопрано. Последняя ария вызвала в зале нечто вроде безумия, выражения бесконечной любви и признательности артисту, полностью заслуженных: с такой отдачей, с такой лирической наполненностью пел ее Доминго. В заключение вечера великий тенор спел на бис «Amor vida de mi vida» Торробы и снова завоевал сердца публики неподдельной страстностью интерпретации и красотой звучания.

Рядом с Доминго были сопрано Ана Мария Мартинес и тенор Артуро Чакон-Крус. Они пели арии и дуэты из сарсуэл «Lа del manojo de rosas» Пабло Соросабаля, «El trust de los tenorios» Хосе Серрано, «La leyenda del beso» Ревериано Соутульо и Хуана Верта, «De este apacible rincon de Madrid» и «La marchenera» Федерико Морено-Торробы. Доминго также спел с Мартинес три дуэта, а заключительным номером программы был терцет из сарсуэлы «El gato montes» Мануэля Пенельи.

Пуэрториканка Ана Мария Мартинес, поющая в ведущих театрах мира, –  совершенно превосходная певица, получившая от природы бесценный дар: голос крепкий, сверкающий, с неповторимым, горьковато-терпким тембровым оттенком. Драматизм как бы уже заложен в самом голосе, и усилен редкой экспрессивностью интерпретации. Голос Мартинес способен вызвать сильный отклик в душе, – дело, согласитесь, редкое: не все сопрано, даже одаренные и прославленные, на это способны.

Антология сарсуэлы в Арена ди Верона от Пласидо Доминго

Фото: ENNEVI

Если мексиканский тенор Артур Чакон-Крус чуть и уступил прекрасной даме, то в целом его пение было отличным. Публика с искренним увлечением внимала красивому тембру его голоса, мягкости звукоизвлечения, тонкой отделке фразы.

Праздник вокала чудесно оттенило участие танцевальной труппы Антонио Гадеса, которая открывала концерт Интермеццо из сарсуэлы «La boda de Luis Alonso» Херонимо Хименеса, и впоследствии блестяще исполнила «Danza ritual del fuego» («Ритуальный танец огня») из «Любви-волшебницы» Мануэля де Фальи, «Farruca» из его же «Треуголки» и номер на музыку одного из антрактов из «Кармен» Бизе.

Антология сарсуэлы в Арена ди Верона от Пласидо Доминго

Фото: ENNEVI

Оркестр Арена ди Верона вел за собой Жорди Бернасер. Музыканты играли с большим увлечением, словно ловили само дыхание каждого вокалиста, и чутко внимали жесту дирижера.

Самой слабой стороной представления была режиссура Стефано Треспиди, которую таковой можно было назвать с большой натяжкой. Для создания «рамы» концерта, напоминающей об Испании, по бокам сцены разместили переносные ширмы, взятые напрокат из «Кармен» Франко Дзеффирелли (которая, кажется, обречена на вечное существование в Арена ди Верона: ее уже включили в афишу фестиваля 2018 года). На наклонной продолговатой платформе разместили эстраду, столы, скамейки, напоминавшие об атмосфере таверны. Перемена реквизита между музыкальными номерами досадно тормозила течение концерта, публика начинала перешептываться. Прекрасна была световая партитура Паоло Маццона, которая создавала в огромном зале под открытым небом атмосферу гораздо более романтическую, чем скучноватая мебель и изрядно поднадоевшие ширмы из старой «Кармен».

В самом конце в небо над Ареной взмыли десятки тысяч блесток красного и желтого цветов: во славу Испании, во славу ее неповторимого искусства.

 

Все права защищены. Копирование запрещено