В Нижнем Новгороде возродили Фестиваль «Современная музыка: Шостакович, Мейерхольд, Шнитке»
Фестиваль проводился при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ, правительства Нижегородской области.
Главные герои — юбиляры этого года: Альфред Шнитке, Всеволод Мейерхольд и Дмитрий Шостакович, чьему творчеству был посвящен фестиваль в далеком теперь от нас 1964 году.
Музыка Шостаковича сопровождала панораму событий нескольких концертных программ нынешнего фестиваля: «Шостакович. Вайнберг. Штраус», «Вокальные круги Шостаковича», «Театр в музыке», «Светлое будущее в музыке ХХ века» и «Хоровая музыка ХХ века».
Художественный руководитель Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина, инициатор возрождения и руководитель фестиваля Алексей Трифонов отметил особую значимость событий смотра, учитывая его славную прошлую историю.
Алексей Трифонов:
«Современная музыка» — главное событие, связанное с современной академической музыкой в Советском Союзе. Соответственно, название нынешнего фестиваля было выбрано по такому же принципу, однако, подчеркиваю, что у нас современная музыка именно XX века. Фестиваль 1962 года прогремел на всю страну, сделав город Горький настоящим культурным анклавом. В наши дни Нижегородская область по праву носит статус культурной столицы года, а благодаря возрождению фестиваля город вполне может стать мировой столицей современной академической музыки. В музыке большинства композиторов XX века помимо очень разнообразных экспериментов со звуком есть ярко выраженное этическое начало. Оно проявляется во всем. Поэтому, необходимо не только наслаждаться музыкой, но и погружаться в ее глубокие смыслы, которые она несет».
Важную роль в судьбе организации фестиваля в 1960-е годы сыграл Дмитрий Шостакович — причем не только как композитор, но и как пианист и дирижер. В Горьком композитор впервые попробовал себя в амплуа дирижера. Шостакович впоследствии неоднократно замечал, что на время проведения горьковского фестиваля Москва становилась «его музыкальным пригородом».
Последний фестиваль 1989 года был полностью посвящен творчеству Альфреда Шнитке.
События фестиваля проходили на разных площадках приволжской столицы: концертном Пакгаузе, Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им. А.С. Пушкина и музее Арсенал.

Вадим Репин (скрипка) и Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина п/у Дмитрия Синьковского
На открытии выступил народный артист России, скрипач Вадим Репин. В сопровождении Симфонического оркестра la Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина под управлением Дмитрия Синьковского он исполнил Концерт №1 ля минор для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича. Суровая история советского прошлого наложила неизгладимый отпечаток на музыку этого произведения. Созданное в одном году с «Четырьмя последними песнями» Рихарда Штрауса, оно отражает зеркало событий послевоенной эпохи. Закат уходящего романтизма еще проявляется в музыке немецкого композитора, сопрано Надежда Павлова проникновенно исполнила этот поздний опус Штрауса, передав в своем исполнении горечь тоски и неизбывного одиночества, констатируя о невозвратимости прошлого.

Надежда Павлова (сопрано) и Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина п/у Дмитрия Синьковского.
Музыка Первого скрипичного концерта Шостаковича наполнена экспрессией и трагизмом. Игра Вадима Репина произвела неоднозначное впечатление. Сухое и колкое звучание скрипки возможно отражало гнетущую атмосферу событий, когда Шостакович, превозмогая боль и переживания, испытанные им после разгромной статьи о формализме, выразил свои страхи и настроения в музыке скрипичного концерта. Великий музыкант Давид Ойстрах, которому Дмитрий Дмитриевич посвятил свое сочинение, сравнивал партию скрипки с «шекспировской ролью». В самом деле, возвышенной лирике и скорби Пассакальи (сердцевине произведения) противопоставлены мечтательный Ноктюрн, гротескное Скерцо и стремительная Бурлеска, венчающая цикл. Дмитрий Синьковский с оркестром la Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина выступили чутким и достойным партнером солиста и предоставили ему свободу самовыражения. Для Вадима Репина приезд в Нижний Новгород стал особенным событием в его и без того насыщенной концертными событиями биографии.
Вадим Репин:
«Сейчас я еще больше узнал об этом фестивале, который уверен, будет иметь долгую, прекрасную и красивую жизнь. Для меня честь и радость – быть в Нижнем Новгороде».

Владислав Лаврик (труба) и Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина п/у Дмитрия Синьковского
Музыке Шостаковича и Рихарда Штрауса предшествовало исполнение Концерта для трубы с оркестром Моисея Вайнберга (солист — Владислав Лаврик). Предшественник музыканта знаменитый трубач Тимофей Докшицер считал это сочинение новой страницей в истории репертуара для трубы.
Созданное в 1967 году, оно необычно по форме и языку и во многом опирается на традиции Шостаковича. Вайнберг никогда не давал наставлений и советов исполнителям, а наоборот позволял самим выстраивать свой исполнительский план концерта. «Этюды», «Эпизоды», «Фанфары» – три части, прочно спаянные между собой, определяют характер музыки. Игра Владислава Лаврика оказалась выше всяческих похвал, настолько виртуозно владеет музыкант тембрами инструмента, с лихвой и азартом демонстрируя чудеса исполнительской техники, можно было убедиться в хитроумном сплетении музыки Вайнберга, насыщенной автоцитатами на злобу дня из хорошо известных опусов Бизе, Малера, Мендельсона, Римского-Корсакова и Шостаковича.

Екатерина Ясинская (сопрано) исполняет «Еврейские песни» М. Вайнберга.
Вокруг имени Шостаковича было сосредоточено большинство программ фестиваля. Один из таких камерных концертов под названием «Вокальные круги Шостаковича» состоялся воскресным днем в Пакгаузе. В нем приняли участие молодые солисты Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Наряду с вокальными сочинениями мэтра (Четыре монолога», 1952, и «Четыре романса», 1936 на слова А. Пушкина в исполнении Георгия Екимова) прозвучали опусы его современников — Бориса Чайковского (вокальный цикл «Лирика Пушкина», 1972, и кантату «Знаки зодиака», 1974 спела сопрано Татьяна Иващенко); Моисея Вайнберга («Еврейские песни», 1943-1944 исполнила сопрано Екатерина Ясинская) и, наконец, Георгия Свиридова (Шесть романсов на стихи А. Пушкина можно было услышать в исполнении нижегородского тенора Сергея Писарева).
В фойе концертного Пакгауза на протяжении фестиваля была открыта экспозиция выставки, посвященной фестивалям «Современная музыка» в Горьком (ретроспектива событий 1962 — 1989 годов). Фотоматериалы предоставлены Русским музеем фотографии, Нижегородской филармонией имени М. Ростроповича, Российским национальным музеем музыки, Центральным архивом Нижегородской области и Нижегородской консерваторией имени М.И. Глинки.

Фёдор Леднев за пультом Российского национального молодёжного симфонического оркестра
Специальным событием обширной фестивальной программы стал концерт-реконструкция исторической премьеры Первой симфонии Альфреда Шнитке, которая состоялась в Горьком в 1974 году. Эпохальное сочинение исполнил Российский национальный молодёжный симфонический оркестр под управлением Фёдора Леднева.
Полвека минуло с тех пор, как ошарашивающее исполнение Первой Шнитке, тогда еще молодого и неизвестного композитора, стало возможным лишь в Горьком. В Москве и Ленинграде явно не осознавали, насколько существенно опережает свое время музыка авангардиста-современника.
Десятилетия отделяют эту таинственную партитуру, полную загадок и откровенных смыслов. Она и сегодня не утеряла своей свежести и актуальности, несмотря на то, что мир шагнул далеко вперед. Но Шнитке был и остается гениальным провидцем подобно своим великим предшественникам: Мусоргскому и Малеру. В Первой симфонии композитор сознательно набрался звукового опыта, эквилибристически распоряжаясь им в своем симфоническом «музыкальном театре». С первых же тактов сочинения слушатель оказывается буквально сраженным атакой алеаторики, и его сознание будоражит бесконечная череда цитат и изысков полистилистики. Кажется, что мир сошел с ума, музыканты неожиданно выбегают на сцену и хаотично рассаживаются на свои места. Судорожная настройка оркестра не дает прислушаться внимательному уху, а ведь музыка уже давно звучит. Все это отчасти напомнило фильм Феллини «Репетиция оркестра», пускай и вышедший в свет уже после появления Первой симфонии Шнитке. Вот в такой водоворот событий попадает слушатель, который не сразу трезво оценит происходящее. Между тем, Федор Леднев, следуя заветам своего гениального предшественника Геннадия Рождественского, представлявшего программу в точно таком же ракурсе, открыл вечер «Прощальной» симфонией Йозефа Гайдна, на коде финала которой завершается апокалиптический опус Шнитке. Леднев мастерски выстроил форму симфонии, динамические контрасты и кульминационные зоны. Российский национальный молодежный симфонический оркестр буквально на лету схватывал биотоки музыки Шнитке, вовлекаясь в пучину звучаний оркестрового шквала.

Российский национальный молодёжный симфонический оркестр под управлением Фёдора Леднева исполняет Первую симфонию Альфреда Шнитке.
Осенью музыкальный мир отметит 90-летие со дня рождения Альфреда Шнитке. Неслучайно возникло проявление особого интереса и внимания Союза композиторов России к этой знаменательной дате, равно как и художественного руководителя Нижегородского театра оперы и балета Алексея Трифонова, который тоже горячо поддержал данную инициативу. На летнем фестивале «Стрелка» в Пакгаузе уже прозвучала репрезентативная программа киномузыки Альфреда Шнитке с участием Российского национального оркестра под управлением Фёдора Безносикова. Кандидатура маэстро Федора Леднева, признанного интерпретатора произведений современных композиторов, как нельзя лучше соответствовала проекту нынешнего исторического концерта-реконструкции.
И еще хотелось бы сделать акцент на одной программе нижегородского фестиваля — концерте «Музыка в темные времена», своеобразном исследовании феномена власти и веры на примере сочинений композиторов-узников фашистских гетто.

Марина Волкова (флейта), Маргарита Пичужкина (альт), Луиза Минцаева (арфа)
Трио для флейты, альта и арфы голландского композитора еврейского происхождения Лео Смита, проникнутое импрессионистской эстетикой Равеля и Дебюсси, исполнили лауреаты международных конкурсов: Марина Волкова (флейта), Маргарита Пичужкина (альт) и Луиза Минцаева (арфа). Будучи выпускником Амстердамской консерватории, Смит в 1927—1936 годах жил и работал в Париже. Его особенно восхищало творчество Игоря Стравинского и Мориса Равеля, он дружил с композиторами знаменитой французской «Шестерки». Во время войны Смит давал уроки музыки в Амстердаме, куда в 1937 году перебрался с женой. В феврале 1943 года он окончил свое последнее произведение — «Сонату для флейты и фортепиано». Весной того же года его как еврея депортировали из Нидерландов в концентрационный лагерь Собибор, где он и погиб. Современник Лео Смита, чех Эрвин Шульхоф был одним из самых популярных чешских композиторов своего времени. Уроженец состоятельной еврейской семьи, Шульхоф сознательно проявил себя в экспрессионизме, дадаизме и джазе. Опьяненный динамизмом и экзотикой джаза, композитор активно заимствовал танцевальные ритмы в собственный стиль. В начале 1941 года Шульхофу от правительства СССР пришло разрешение на получение советского гражданства, но встреча музыканта с его новой родиной так и не состоялась. После нападения фашистской Германии на Советский Союз в июле 1941 года композитора арестовали и заключили в концлагерь в Вюльцбурге.

Ирина Шведчикова (фортепиано)
Джазовую танцевальную сюиту для фортепиано виртуозно исполнила Ирина Шведчикова.
Еще один представитель этого направления, венгр Херманн Пал прекрасно играл на виолончели и активно сочинял музыку разных жанров. Уже в 16 лет он давал сольные концерты по всей Европе. В репертуар музыканта входили произведения ярчайших представителей новой композиторской школы: Игоря Стравинского, Пауля Хиндемита, Арнольда Шенберга, Дариуса Мийо и венгерских авторов — Золтана Кодая и Белы Бартока. Пал избегал антисемитских репрессий, брал псевдонимы, постоянно скрываясь от возможных преследований. Однако ареста избежать так и не удалось. В 1944 году в Тулузе его арестовали и депортировали в концлагерь Дранси во Франции, а затем в немецкий Освенцим, где он и скончался. В Дуэтах для скрипки и виолончели Херманн Пал продолжает линию своих учителей — Белы Бартока и Золтана Кодая, достигая поистине впечатляющих ансамблевых созвучий и исполнительских приемов. Это успешно продемонстрировали в своей игре солисты оркестра la Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина: Ирина Фриман (скрипка) и Анна Прохорова (виолончель). И, наконец, под занавес программы публика Пакгауза погрузилась в мистическую атмосферу Трио для флейты, альта и арфы (1979) Моисея Вайнберга, чувственно и тонко исполненного Мариной Волковой (флейта), Маргаритой Пичужкиной (альт) и Луизой Минцаевой (арфа). Будучи узником войны и репрессий, потерявший родителей и сестер в немецких концлагерях, Вайнберг всегда наполнял свое творчество искренней любовью к людям. Любое из его произведений — знак признания любви и восхищения перед публикой.
Театральная афиша событий фестиваля включала в себя оперу Филиппа Гласса «Сатьяграха» и балет «Сказки Перро» на музыку Настасьи Хрущевой, Алексея Боловлёнкова, Дмитрия Мазурова в постановке театра Урал Опера Балет, а также одноактную музыкальную драму «Император Атлантиды» Виктора Ульмана (премьеру в Нижнем Новгороде исполнили солисты и оркестр Московского музыкального театра «Геликон-опера» под управлением Елены Сосульниковой).

Филипп Гласс Сцена из оперы «Сатьяграха» (театр «Урал опера балет»)
Опера американского композитора-минималиста Филиппа Гласса «Сатьяграха» стала гостьей нижегородского фестиваля. Созданная в конце 1970-х годов, она погрузила публику Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина в настоящий медитативный транс. Это произведение давно уже закрепилось в репертуаре театра «Урал опера балет», спектакль вызвал восторженные отклики прессы, завоевал множество театральных наград, в том числе – «Золотую маску». В опере нет привычного для оперного спектакля сюжета, скорее это последовательная череда впечатлений и культовых эпизодов, связанных с личностью Махатма Ганди (солист – Евгений Крюков), борца за независимость Индии. Режиссер спектакля Тадеуш Штрассбергер перенес действие в условную реальность, объединив сцену и партер зрительского зала, по которому неторопливо перемещались артисты хора. Опера звучала на санскрите, а название «Сатьяграха» означает «упорство в истине». В каждом из трех актов воспевали исторических личностей: Льва Толстого, Рабиндраната Тагора и Мартина Лютера Кинга. Световое и визуальное решение спектакля особенно вдохновило чередой видеоинсталляций на суперзанавесе — это и всемогущий с золотом Кришна, и подборка кадров американской хроники событий 1960-х и гигантских размеров костер, с устремленными к небу языками пламени. В синтезе с философским подтекстом и минималистским музыкальным языком ритуальное действо воспринималось еще более символично и загадочно. За музыкальную сторону спектакля отвечал молодой, набирающийся опыта дирижер Иван Худяков-Веденяпин, превосходно справившийся со сложнейшей партитурой Гласса.
Организаторы обещают, что нижегородский фестиваль «Современная музыка» будет ежегодным и в 2025-м пройдёт под знаком 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Знакомство с опусами современных композиторов, возрождение забытых или канувших в лету партитур, и наконец, премьеры новых произведений проторяет пути и развитие разных векторов направлений современного музыкального искусства.
Фото предоставлены пресс-службой
Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина
Авторы снимков — Geometria
Пока нет комментариев