В Сочи завершился очередной концертный сезон симфонического оркестра и его художественного руководителя Антона Лубченко.

 

В. Гаврилин Военные письма

За прошедший год сочинская публика услышала немало концертных программ с участием выдающихся российских и зарубежных музыкантов. На сценах Зимнего театра и зала органной и камерной музыки прозвучали произведения, часть из которых прежде никогда не звучала на черноморском побережье. По словам художественного руководителя коллектива Антона Лубченко участие известных солистов в программах концертов способствует раскрытию новых перспектив развития творческой деятельности и держит сам оркестр в тонусе.

Антон Лубченко: «Я считаю, что в Сочи должны звучать концертные программы, включающие циклы симфонических произведений крупнейших отечественных композиторов, на которых строится вся русская музыка: Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича. Реализовывать исполнение циклов симфоний Чайковского и Шостаковича мы уже начали: в течение сезона прозвучали Первая, Третья и Пятая Чайковского, Вторая и Девятая, а в этот раз Тринадцатая симфония Шостаковича. Также мы уже аккуратно прикоснулись к симфоническому наследию Скрябина и Прокофьева. И мы периодически будем возвращаться к этим авторам в наших программах».

Для финального концерта сезона, который состоялся в Зимнем театре, Лубченко выбрал произведения Георгия Свиридова, Дмитрия Шостаковича и Валерия Гаврилина.

Антон Лубченко: «Военные письма» — одно из главных вокально-симфонических произведений Валерия Гаврилина. Имя этого композитора недооценено, а между тем — оно по праву должно украшать золотой фонд русской музыки, находясь в одном ряду с Чайковским, Рахманиновым, Прокофьевым и Шостаковичем. К сожалению, в мире мало знают о Гаврилине, его музыка остается практически неизвестной за пределами России. Считаю, что в наше время отношение к нему должно меняться. Еще двадцать лет назад Валерий Гаврилин был нашим современником, ходил с нами по одному городу и дышал одним воздухом. Сегодня, спустя время, становится ясным, что его творчество — это уже наша классика. Я и сам открыл для себя партитуры Гаврилина не так давно! В то время, когда он жил (думаю, для некоторых — и сейчас!) его музыка могла казаться ретроградной. Но сегодня за её кажущейся простотой вскрываются всё новые смыслы. Эта искренность и открытое выражение чувств, человечность — именно то, чего так не хватает в сегодняшней музыке. Но ведь все великие композиторы писали с некоторым опережением своего времени… Убеждён, что время Гаврилина – впереди. Его часто сравнивают с Георгием Свиридовым, на первый взгляд — их многое роднит. Но это композиторы абсолютно разные. Всё же, Гаврилин больше совмещает в себе русские традиции с западноевропейским симфонизмом, прежде всего, с точки зрения выбора материала и жанровой основы. В этом смысле – он больше продолжает линию Чайковского, Прокофьева и Шостаковича, тогда как Свиридов остаётся ближе идеям «кучкистов». У Гаврилина множество жанровых отсылок, для него жанр являлся таким же знаком, элементом языка, как для Чайковского, а потом уже и для Малера, Шостаковича. В Вальсе «Дома у дороги» слышатся интонации танцевальных тем малеровских симфоний, «ссылки» на «Симфонические танцы» Рахманинова и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, в некоторых тактах вспоминается театральная музыка Шнитке. Но, при этом, в этом вальсе абсолютно неподражаемое, уникальное «гаврилинское» лицо… Мне крайне жаль, что Валерий Гаврилин так и не написал ни одной симфонии – ведь по своим философским глубинам его музыка не менее интересна, чем сочинения его современника Альфреда Шнитке.»

Д. Шостакович Симфония № 13 (А. Лубченко и В. Байков)

Концертный вечер открыло одно из сокровенных и глубочайших произведений Георгия Свиридова «Маленький триптих». Созданное в 1974 году, оно представляет своеобразную «маленькую симфонию», каждая часть которой подразумевает определенный жанр: это и песня, и эпос, и колокольный перезвон.

Антон Лубченко: «Выбор музыки в нынешней программе обусловлен рядом заметных параллелей. Например, в финале «Маленького триптиха» Свиридова есть перекличка с эпизодом из сюиты «Дом у дороги» Гаврилина по поэме Твардовского. По сути — одна и та же оркестровая идея, с аккордами рояля, челесты и арфы, словно символизирующими колокольную Русь, и унисонной темой струнных. Свои переклички имеются, на мой взгляд, между «Военными письмами» и Тринадцатой симфонией Шостаковича. Это схожесть исполнительского состава, и скупая аскетичная манера использования хора басов, выполняющего почти исключительно декламационную функцию. Интересно, что между этими произведениями — 12 лет. Всего 12, или целых 12?… Это вопрос. 1962 и 1974 — совершенно разные эпохи в жизни страны и общества…

Когда я составлял программу этого вечера – хотелось, чтобы вот такие символические параллели-переклички, подчёркнутые образные взаимосвязи между каждым из произведений, приглашали вдумчивого слушателя к анализу, задавали ему вопросы, над которыми хотелось бы задумываться ещё спустя дни после концерта.»

Свою Тринадцатую симфонию си бемоль минор, соч.113 Дмитрий Шостакович посвятил трагедии Бабьего яра. Созданное в 1962 году на тексты Евгения Евтушенко в период хрущёвской оттепели произведение поражает своей исполинской мощью и трагедийным началом. В каждой из частей отражена горькая правда военного лихолетья. В опальном 1941-м в одном из районов Киева десятки тысяч евреев подверглись казни немецких оккупационных отрядов. Поэтические тексты Евтушенко, положенные Шостаковичем на музыку, свидетельствуют о насущных проблемах советского общества той поры. Неудивительно, что средства музыкальной выразительности были применены композитором исключительно на усиление смысла звучащего слова. В произведении участвует басовая группа мужского хора и солист (баритон). Для исполнения произведения с Сочинским симфоническим оркестром и группой басов камерного хора Сочинской филармонии был приглашен замечательный российский баритон, солист Гамбургской оперы Владимир Байков. Выразительное пение солиста, тонко чувствующего импульсивный нерв звучащего слога музыки и поэзии, придало блеск исполнению масштабной партитуры Шостаковича.

Под занавес программы прозвучали сочинения Валерия Гаврилина. Исполнению вокально-симфонической поэмы «Военные письма» на стихи Альбины Шульгиной предшествовали два фрагмента из симфонической сюиты «Дом у дороги», соч.1984 года по поэме Александра Твардовского: «Дорога» и «Вальс». Обе части полны щемящей лирики, драматических интонаций и переживаний. Экспрессивное звучание Сочинского симфонического оркестра под управлением Антона Лубченко увлекло внимание зрителя с первых же тактов ускользающей бесконечной лентой вдаль «Дороги», а затем лирического вальса, который отчасти напоминал поэму, созданную кровью сердца. Композитор еще ребёнком испытал на себе реальные беды разрушительной войны. Отсюда такая непоколебимая сила и открытость его искусства, коренящегося в укладе жизни простого народа, который стал для Валерия Гаврилина духовным символом жизни.

Сюжетная линия «Военных писем» (на тексты Альбины Шульгиной), соч.1974 года основана на жизни молодой семьи, в жизнь которых неумолимо вторглась война: участники сочинения – молодая мать, ее муж-солдат, ушедший на фронт, и рассказчик (ребенок), от лица которого ведётся повествование. Драматическая история любви двух сердец становится в произведении Валерия Гаврилина историей целого поколения, судьбы которых разрушила война.

Сольные партии в произведении проникновенно исполнили: солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Мария Пахарь (сопрано) и солист Мариинского театра Владимир Мороз (баритон). Также в исполнении «Военных писем» приняли участие: сводный детский хор города Сочи (руководитель – Марина Богданова), камерный хор Сочинской филармонии (хормейстер – Ольга Луковская) и солисты оркестра народных инструментов «Русский сувенир» имени П. И. Нечепоренко.

 

Фото — Виталий Пустовалов

 

Сочи (Краснодарский край)