(1902-1991)

 

Имя итальянского французского скрипача Зино Франческатти нередко ставят в один ряд с такими великими именами, как Йожеф Сигети, Жак Тибо, Джордже Энеску – и это вполне справедливо, ведь речь идет об одним из выдающихся скрипачей ХХ столетия, обладавшем яркой творческой индивидуальностью.

Будущий музыкант появился на свет в Марселе. Обстановка в семье способствовала раскрытию таланта: отец – по национальности итальянец – был концертирующим скрипачом, а мать, владевшая и скрипкой, и фортепиано – учительницей музыки. Именно она стала для сына первой наставницей. Мальчик впервые выступил публично, когда ему исполнилось всего пять лет, но подлинным дебютом юного музыканта можно считать более позднее выступление – оно состоялось, когда Франческатти было десять лет: он исполнил Концерт для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена.

Хотя отец сам был музыкантом, он не желал, чтобы сын пошел по его стопам. Он предпочел бы, чтобы тот избрал более надежную профессию – например, юриспруденцию. По желанию отца мальчик начал обучаться в Марсельском лицее, но музыкальные занятия не бросил. Продолжал он и сценические выступления, нередко принимая участие в благотворительных концертах – и в скором времени юный музыкант стал известен марсельской публике не в меньшей степени, чем его отец. Поскольку у них с отцом были одинаковые имена – Рене – юноша решил взять псевдоним. Так Рене Франческатти стал Зино Франческатти (почему он взял именно такое имя, музыкант впоследствии объяснить не мог, но упоминал о «смутном созвучии» то ли с русским именем, то ли с цыганским).

Исполнительская деятельность Зино не прекратилась с началом Первой мировой войны – теперь его «концертной площадкой» стали госпитали. Подобные выступления помогли ему не только осознать в полной мере свое призвание, но и приобрести опыт, отшлифовать технику, и к восемнадцатилетнему возрасту о нем уже можно было говорить как о вполне сложившемся музыканте. На молодого исполнителя обратила внимание звукозаписывающая фирма «Патэ». В сотрудничестве с нею Франческатти записал несколько пьес Фрица Крейслера и другие небольшие произведения. Благодаря этим грампластинкам его имя приобрело известность за пределами Марселя, и когда Зино отправился в Париж, столичная публика была уже наслышана о восходящей звезде. Он с успехом выступал в концертах Парижской консерватории, тогда же он брал уроки у Жака Тибо.

Но после успеха в Париже для Франческатти наступили трудные времена: гастроли по различным городам Франции были прерваны болезнью – тиф едва не свел его в могилу. К счастью, музыкант поправился, но болезнь настолько истощила его, что о продолжении сольных выступлений не было и речи. Он нанялся в оркестр под управлением Вальтера Страрама и некоторое время работал там вторым скрипачом. Но через некоторое время на него обратил внимание некий импресарио, благодаря которому Франческатти выступил в Вене. В музыкальной столице Европы он имел большой успех.

Вновь отправившись в Париж, Франческатти сблизился там со многими известными музыкантами, в том числе – с Морисом Равелем, совместно они концертировали во Франции, затем – в Великобритании и Германии. Наряду с концертной деятельностью Франческатти преподавал в Париже в Нормальной школе музыки.

Репертуар музыканта был обширен и разнообразен. Особое место в нем всегда занимали творения Фрица Крейслера, которого Франческатти называл «своим Солнцем». Впрочем, не меньшее внимание уделял он творчеству своих соотечественников – Мориса Равеля, Эрнеста Шоссона, Габриеля Форе. Исполнял он произведения Никколо Паганини, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, а также композиторов-современников – Леонарда Бернстайна, Отторино Респиги, Сергея Сергеевича Прокофьева.

Покорив Европу, Зино Франческати получил предложение выступить в США. Согласие он дал не сразу: предполагалось, что сначала ему предстоит играть на второстепенных концертных площадках, и только в случае успеха он получит возможность выступить в лучших залах, а музыканта такие условия не устраивали – он желал сразу играть с Нью-Йоркским симфоническим оркестром в Карнеги-холле. В конце концов, организаторы гастролей согласились на это – и не ошиблись: концерт Франческатти в Нью-Йорке обернулся истинным триумфом.

В начале Второй мировой войны Франческатти вновь – как когда-то в отроческие годы – выступал в госпиталях. Унижение родной страны он переживал тяжело, и это побудило его уехать в Америку. На родину он вернулся после войны, продолжив и концертировать, и преподавать. В 1987 году Франческатти организовал конкурс скрипачей в Экс-ан-Провансе.

Последние годы жизни музыканта прошли на вилле недалеко от Марселя. В то время он уже мало концертировал, отдавая предпочтение домашнему музицированию: «Я предоставляю путешествия молодым», – говорил скрипач.

Зино Франческатти ушел из жизни в 1991 году.

Основанный скрипачом конкурс ныне носит его имя.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.