Организаторам балетных фестивалей, проведя раз успешный праздник, а тем более, повторяя его ежегодно, необходимо постоянно доказывать, что творческий потенциал еще далеко не исчерпан. Устроители Международного балетного фестиваля в Чебоксарах с этой задачей справляются.
Нынешний фестиваль состоялся в XXVIII-й раз. Сама по себе эта цифра впечатляет. Однако второй год подряд во главе праздника стоит Андрей Попов, относительно недавно занявший должность директора и художественного руководителя Чувашского государственного театра оперы и балета. Молодой и инициативный он принялся за модернизацию всех сфер деятельности подведомственного коллектива. В духе современных веяний маркетинга придал театру новое брендовое название «ВОЛГА ОПЕРА». Освежилась, стала комфортнее закулисная часть здания, драпировки занавесей сделал уютнее главное фойе театра, здесь появились локации сувенирной продукции, увозимой на память гостями и зрителями. Активнее используются цифровые технологии, к примеру, полиграфия обычно издаваемого фестивального буклета заменена на цифровую – достаточно навести телефоны на QR-код, и получите всю необходимую информацию о театре, афише. Составе исполнителей и гастролерах… Все эти новшества весьма значительны, но куда важнее другое. Вместе с более опытным по части организации фестиваля главным балетмейстером театра Данилом Салимбаевым Андрей Викторович разрабатывает новые фестивальные концепции. В прежний формат непременно входили премьера балета, спектакли Чувашского театра с участием гастролеров, заключительный гала-концерт звезд балета. В одно время появились возможности приглашения целых балетных трупп, разбавляющих классическую атмосферу фестиваля современными постановками. Все эти аспекты по-прежнему сохраняются. Однако на сей раз практически вся афиша была составлена выступлениями балетных компаний. Государственный театр оперы и балета Республики Коми привез спектакль «Крик». В основу либретто Полины Зиновьевой и Андрея Меркурьева положен роман Александра Зиновьева «Иди на голгофу». Хореографом-постановщиком также выступил Андрей Меркурьев. Музыкальную партитуру двухактного балета составили произведения Сержа Упэна, Жерара Ванденбрука, Эрвана Меллека, Джованни Соллима, Макса Рихтера, Питера Вакса и Рихарда Вагнера. Художник-постановщик (сценография и костюмы) – Игорь Чапурин. Примечательно, что чувашский зритель увидел спектакль даже раньше москвичей (столичные гастроли только запланированы на вторую половину мая).
Сразу три спектакля («Вкл/Выкл», «БАР.ОКО» и «Бессердечность») показал «Canon Dance» — исповедующая современную пластику труппа из Санкт-Петербурга.

«Скупой Рыцарь». Барон- Ростислав Десницкий
Конечно, «Волга опера» не изменили традиции представлять на фестивале премьеру. Пожалуй, именно сложно организованный проект под названием «Пушкиниана» стала кульминацией праздника. Двухактную программу составили балетное воплощения цикла «Маленьких трагедий» Пушкина с авторством четырех разных хореографов из Северной столицы (отчасти к ним относится и Д. Салимбаев). Самая молодая – студентка петербургской консерватории Ксения Скареднова избрала для постановки «Моцарта и Сальери» музыку Вениамина Смотрова, склонного к блюзовым ритмам и гармониям Гершвина. Получилась вполне студенческая работа, которая не обошлась без эпизода с балетными станками, по замыслу Ксении раскрывающим тему композиторских исканий и творческих мук, или, напротив, легкого, как дыхание сочинительства. Неплохо удались балетмейстеру дуэты и трио. Но благодаря выразительности исполнения партии Сальери Алексеем Рюминым, его персонаж получился значительно ярче самого Амадеуса (Дмитрий Ведерников).
Зачином же программы стал «Скупой рыцарь» Марии Большаковой. Ее задачу усложнила музыка Сергея Жукова с солирующей виолончелью. Адель Закиров водил смычком по струнам, извлекая протяжные заунывные звуки, использовал приемы pizzicato и percussio по деке своего инструмента. Возможно, эти способы звукоизвлечения и композиции с неожиданными тревожными всплесками (в партитуру включены также человеческие голоса-стоны, отдаленно напоминающие церковный хорал) иллюстрировали черноту души Рыцаря, но представить, что могло вдохновить балетмейстера на творчество довольно сложно. Тем не менее Большакова нашла пластические краски, чтобы обрисовать образ омерзительного скупца (Ростислав Десницкий). Используя привычные комбинации renversé, jeté, pirouettes, она, в то же время, придала ему индивидуальные пластические характеристики, простыми режиссерскими приемами обрисовала бездушие к сыну (Никита Храмов), цинизм и черствость проявленные к слепцам, а также преступную жестокость по отношению к голодающей Нищенке (Екатерина Авдеева). Кажется, что набитый золотом сундук стал для Рыцаря и постаментом и чуть ли не желанным местом упокоения.

«Моцарт и Сальери». Моцарт-Дмитрий Ведерников, Сальери-Алексей Рюмин
Каменный гость» Антона Дорофеева открывал второе отделение вечера. Музыку написал Игорь Воробьев – композитор темпераментный, играющий динамическими перепадами от fortissimo медных инструментов оркестра, включая литавры, до тихих интонационных вкраплений деревянных духовых и лирических рефлексий струнных. Все это дало балетмейстеру больше стимулов для создания хореографической ткани спектакля. А замахнулся он на самое масштабное в сравнении с другими воплощение замысла. Здесь и детальное развитие сюжета с соответствующей сменой картин, и психологические пластические монологи и диалоги. Но главный упрек балетмейстеру в том, что он не удержался от искусственного «осовременивания» сюжета. Так, в несоответствие пришли мобильный телефон в руках героя, растлевающая атмосфера какого-то злачного заведения, грубый мордобой и метафоричный пушкинский финал со статуей Командора (Донна Анна-Ольга Васильева). Интересно задумана, хотя, может, и не до конца решена сцена возмездия Дону Гуану (Дмитрий Поляков). Его «поглощает» завеса, скрывающая статую загадочного мстителя (Дмитрий Ведерников).

«Каменный гость». Сцена из спектакля
После всех экзерсисов композиторов-современников Моцарт стал глотком свежего воздуха, усладой слуха. Requiem очень удачно выбрал Данил Салимбаев для завершения «Пушкинианы». Великое произведение просто предназначено для того, чтобы обличать низменные пороки, повергать и истреблять их, пробуждая в людях стремление к свету.
Заключительная сцена носила название «Пир во время чумы». Правда, «чума» в нем получилась очень условной, обобщенной, не слишком связанной с ее медицинским толкованием. О свирепствующей заразе больше свидетельствовали бездыханные тела, периодически провозимые по авансцене в качестве режиссерского рефрена, который связал все четыре балетных новеллы. Салимбаев же подвел под ними черту, создав хореографическую фреску, где танец стал бессюжетным, но эмоционально содержательным откликом на экспрессивные волны музыки.

«Пир во время чумы» Сцена из спектакля
Впрочем, без классики не обошлось и на этот раз. За нее ответили «Корсар» в исполнении артистов Государственного театра оперы и балета удмуртской республики им. П. И. Чайковского и гала-концерт фестиваля. «Корсар» поставил главный балетмейстер театра Николай Маркелов, в значительной степени опиравшийся на мариинскую версию. Он постарался сохранить золотые страницы хореографии Петипа, хотя «Трио одалисок» досадно лишилось вариаций, а неожиданное включение в партитуру балета «Турецкого марша» Иоганна Штрауса в качестве вариации Гюльнары в хореографии Маркелова и вовсе объяснению не подлежит.

Диана — Н. Иванова, Актеон — А. Хамзин
Вообще фестивальные спектакли пользуются большим вниманием публики. Их активно посещает министр культуры Чувашии Светлана Каликова, другие руководители Республики. По окончании каждого дня на сцену выносится роскошная корзина цветов от Главы Республики Олега Николаева. Сам Олег Алексеевич также проявляет неподдельный интерес к этому знаковому культурному событию. Конечно, именно гала-концерт (дирижер Никита Удочкин) становится мощным финальным аккордом праздника.

Раймонда — К.Рыжкова, Жан де Бриен — С. Мануйлов
Зрители тепло встретили москвичей Надежду Иванову (Театр классической хореографии «La Classique») и Алексея Хамзина (Большой театр России), которые исполнили виртуозное pas de deux «Диана и Актеон» из балета «Эсмеральда».Брат Алексея – Данила Хамзин, недавно сменивший Большой театр на петербургский Михайловский, выбрал для чебоксарского дебюта современный номер «Tortue» поставленный на музыку Motion Trio третьим членом творческой семьи – Дмитрием Хамзиным. Герой этого монолога — юноша, не очень уверенно чувствующий себя в окружающем мире. Подобно черепахе (давшей название номеру), все старается укрыться в защитном панцире. Впервые на чувашской сцене выступила органичная Екатерина Одаренко (Михайловский театр), представшая царственной Медорой в Трио из балета «Корсар». Замечательные танцовщики Московского музыкального театра Ксения Рыжкова и Сергей Мануйлов остановились на хореографии Юрия Григоровича. Сергей находится в прекрасной физической форме, его партнерские качества неоспоримы, а умение наполнить пластику музыкой и мыслью очень коррелируется с исполнительской манерой академичной Рыжковой, с которой отлично исполнены драматический дуэт Хозяйки Медной горы и Данилы-мастера из балета «Каменный цветок» С. Прокофьева и лирическое adagio «Раймонды» А. Глазунова. Эмоциональная палитра вечера простиралась от бравуры pas de deux балетов «Дон Кихот» и «Пламя Парижа», где техническое озорство продемонстрировали Галина Гармаш (Московский театр Классического балета) и Игорь Пугачев (Большой театр), до мечтательно-декоративного дуэта «Yesterday» в хореографии Александра Меркушева, которую одухотворили своим искусством Мидзуки Тандо и Эдуард Забелин («Урал Опера Балет», Екатеринбург).

А. Сташкевич и М. Лобухин. «Вальс»
Поразительна способность к стремительному перевоплощению премьеров Большого театра Анастасии Сташкевич и Михаила Лобухина. Они легко переходят от высокой поэзии прощального дуэта Фригии и Спартака к искрящемуся оптимизмом молодости «Вальсу» М. Мошковского-В. Вайнонена. Балерина буквально порхает по сцене, а двойные рыбки не являются никаким препятствием ни для ловкой артистки, ни для ее надежного партнера.
Фестиваль в Чебоксарах — не только встречи с талантливыми мастерами на сцене. В программу вошли лекции, мастер-классы, конечно, обогащающие контакты, профессиональное общение коллег. Так что праздник имеет и чудесную прикладную функцию: развивает искусство во всех его аспектах.
Фото-Алексей Волков, Дмитрий Скареднов
Пока нет комментариев