К открытию второго сезона концертного зала.

 

7 сентября открывает сезон концертный зал «Зарядье». Он еще очень молодой: этот сезон – всего лишь второй в его истории. Впрочем, слова «всего лишь» не очень уместны в свете того, каким насыщенным и ярким был год предыдущий.

Об этом и шла речь на пресс-конференции, прошедшей в «Зарядье» в последних числах августа. Еще одной темой встречи стала презентация строящегося органа. С журналистами беседовали Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Александр Владимирович Кибовский; генеральный директор «Зарядья» Ольга Ивановна Жукова и глава компании Muhleisen, строящей орган, Патрик Арманд.

за органом Патрик Арманд

Думаю, большинство наших читателей представляют себе, что такое пресс-конференция, особенно если ее проводит группа в составе чиновника, администратора и бизнесмена: зачитывание по бумажке данных, «бла-бла-бла, дуд-ду-ду сделано за отчетный период», «ду-ду-ду, блу-бла-бла намечено на будущее», скучные вопросы, скучные ответы, скучные лица… Да еще если в мероприятии участвует иностранец, то дело затягивается из-за необходимости перевода.

Так вот должен вам доложить, что происходившее 29 августа не имело ничего общего с описанной выше картиной.

Перед нами сидели три вдохновенных человека, с восторгом истинных творцов рассказывающих о своем любимом детище. Пожалуй, единственное, что выдавало в них представителей серьезных профессий, – способность не перебивать партнера, а дождаться, когда тот договорит, и только после этого добавить свое уточнение к сказанному. Никаких бумажек! Даже статистические данные казались не сухой цифирью, а звучали так, как у любящего родителя – оценки по предметам, в которых блистает его талантливое чадо, или баллы, набранные им в спортивном соревновании. Так что слово «детище», которое мы использовали выше, вполне уместно в самом что ни есть прямом смысле.

Пожалуй, если попытаться подобрать единственное слово, которое выразило бы отношение выступавших к своему залу и своему органу, это будет даже не гордость, а нежность.

Ну а теперь от лирики – к фактам. Что мы узнали об уже состоявшихся достижениях и что нас, потенциальных гостей «Зарядья», ждет в грядущем?

Прошедший год был, по сути дела, не некой подготовкой к реальной концертной жизни, а вполне состоявшимся, полноценным профессиональным сезоном. Объясняется это тем, что руководство зала начало готовиться к его работе, не дожидаясь официального открытия, программа была составлена заранее, и в результате на сцене появилась череда мировых знаменитостей. Достаточно назвать, например, одно имя – Джойс ди Донато, которая выступила здесь уже через два с небольшим месяца после открытия. Не говоря об отечественных мастерах классической музыки  и звездах других жанров, в частности джаза. Но все же, несмотря на стилистическую широту, зал «Зарядье» отнюдь не стал всеядным. За год он успел зарекомендовать себя обителью (хотя отнюдь не тихой) изысканной классики.  Правда, Александр Владимирович Кибовский отметил, что в течение всего этого времени им приходилось давать отпор желающим провести в зале какое-нибудь, как он выразился, шлягерное мероприятие. Что было, надо полагать, следствием некой «исторической памяти»: в массовом сознании это место все еще ассоциируется с киноконцертным залом «Россия», который как раз и отличился всеядностью.

Немного цифр. За год в зале прошло 307 концертов, на которых побывало 127,5 тысяч посетителей. А на новый сезон намечено 397 концертов и предполагается, что их посетит 217 тысяч человек. Что ж, дорогие читатели, удастся ли руководству «Зарядья» достичь намеченного результата, зависит в том числе и от нас с вами. А для того, чтобы нам было легче это сделать, задумано много интересного, а том числе – как раз в день пресс-конференции было запущено мобильное приложение, в котором зарегистрированные пользователи смогут в течение суток приобрести билеты на самые популярные концерты, которые в обычной кассе исчезают мгновенно.

Что касается тех, кто не окажется в Москве или не сможет посетить заинтересовавшее выступление, для них намечено более 100 прямых трансляций. В минувшем году их прошло всего 14. Правда, с учетом того, что это были только первые шаги, уместней было бы сказать: целых 14!

Из интересных концертов грядущего сезона назовем выступление оркестра Большого театра под управлением Тугана Сохиева. Да не просто выступление, а живое сопровождение фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», музыку для которого создал Сергей Прокофьев. Будет и совместное выступление молодых артистов Ла Скала и Большого театра. На сцене «Зарядье» выступит ряд дирижеров мирового класса, таких как Джон Элиот Гардинер, Рейнгард Гёбель и Роберт Холлингворт. В этом же качестве выступит и Пласидо Доминго. А откроет сезон Валерий Гергиев. Диапазон артистов, которым предстоит выйти на сцену зала огромен: от Петра Налича до Роландо Вилазона. Еще из интересного в новом сезоне – премьера оригинальной оперы «Рабочий и колхозница».

Ольга Ивановна Жукова отметила, что зал останется верен своему главному направлению – барочной музыке. В рамках этой тенденции выступит, в частности, хор Монтеверди.

Но, конечно, главное и наиболее масштабное мероприятие сезона 2019/20 годов – это фестиваль Бетховена и Чайковского, посвященный юбилеям этих композиторов, который начнется в последних числах февраля и продлится до конца мая 2020 года. Его программа настолько интересна, что я не стану называть отдельные концерты на свой выбор, а настоятельно рекомендую обратиться к сайту концертного зала и изучить ее.

И, конечно, все ждали выступления Патрика Арманда.

Дело в том, что судьба еще не родившегося органа с самого начала оказалась непростой. Один из его создателей, вместе с которым Патрик разрабатывал концепцию инструмента, выдающийся органостроитель Даниэль Керн трагически погиб в процессе работы. Он успел произвести преинтонировку и ушел из жизни буквально накануне окончательной интонировки. Господин Арманд сказал, что теперь для него дело чести воссоздать звучание Керна – истинно французский голос органа.

Каждый орган – инструмент совершенно уникальный, приспособленный (в идеале) именно к данному помещению. Не удивительно, что самый большой концертный зал Москвы станет обладателем самого большого в городе органа. Кстати, французы были приятно удивлены акустикой зала.

Кто из нас в детстве, попав в концертный зал с органом, не занимался подсчетом его труб?  Так вот, должен сообщить, что занятие это совершенно бесполезное: главного мы все равно не видим. Так, на фасаде органа, о котором сейчас идет речь, всего (!) полтораста труб, а общее их количество – около шести тысяч! Если быть точным, то спрятано от нашего глаза будет 5737 труб! Впрочем, тем, кто попал на эту пресс-конференцию, повезло: им показали все внутренности строящегося инструмента, о чем – в конце статьи. Самая большая труба издает звук частотой 20 Герц (его человеческое ухо не может услышать), ее длина – больше 7 м, а диаметр – 30 см. А голос самой маленькой – длиной 5 мм (полсантиметра!) и диаметром 3 мм (треть все того же сантиметра) – чрезвычайно высокий. Всего в Москву прибыло 7 фур запчастей из дерева, кожи, металла общим весом 40 тонн!

Разговор получился таким интересным, что слушатели долго не отпускали выступавших, засыпав их вопросами.

Один из вопросов касался имени органа. Ольга Ивановна сказала, что оно еще не придумано, возможно, будет проведено обсуждение в соцсетях. Со своей стороны могу предложить назвать орган Даниэлем – в память о его создателе, в чьей карьере он стал последним.

Совместно с фирмой «Мелодия» намечено возродить традицию записи концертов. Они будут выходить под лейблом «Зарядье».

Не удержался от того, чтобы задать вопрос и ваш покорный слуга. Я спросил о балетной программе. Ольга Ивановна ответила, что, хотя зал преимущественно акустический и это останется его основой, балетное искусство не будет забыто, в частности, намечено два выступления выдающегося танцовщика Сергея Полунина.

После пресс-конференции нас пригласили посмотреть орган – и со стороны зала, и изнутри. Это поразительное зрелище! Тут вполне уместно вспомнить поговорку «Лучше один раз увидеть, чем сто раз… прочесть». Вот лишь малая часть того, что мне удалось увидеть, пробираясь со всей осторожностью между трубами и трубочками, и надеюсь, мы (а я был не один) ничего не повредили в хрупких внутренностях могучей машины.

Фото автора